В настоящее время все большее количество людей пользуются дистанционными способами приобретения товаров и услуг, неоспоримыми преимуществами которых являются быстрый поиск и возможность выбора из широкого ассортимента. Однако с ростом количества проданных дистанционным способом товаров и расширением спектра предоставляемых потребителям услуг, возникает вопрос о его качестве.
При этом в случае возникновения спорных ситуаций актуальным становится необходимость в дальнейшем совершенствовании законодательства о дистанционной торговле.
Дистанционные договора
Как правило, правоотношения между продавцом и покупателем оформляются договором дистанционной купли-продажи и регулируются следующими нормативными актами:
- 1.
Гражданским Кодексом РФ, в частности статьей 497 «Продажа товаров по образцам и дистанционный способ продаж»
- 2.
Законом РФ «О защите прав потребителей», статьей 26.1;
- 3.
Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 612от 27.09.2007года.
Особенности дистанционных продаж
Основными нюансами дистанционных покупок являются:
- 1.
Продажа товара или услуги без непосредственного ознакомления покупателя с ним или его образцом;
- 2.
Предоставление продавцом специальной информации о товаре или услуге потребителю до заключения договора;
- 3.
Использование правил заключения договоров, установленных главой 28 ГК РФ по вопросам оферты и акцепта;
- 4.
Предметом данного способа купли-продажи является товар за исключением: алкогольной продукции, а также, товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством РФ.
Ограничения
Некоторые ограничения в отношении дистанционных продаж содержатся в пункте 5 Правил продаж, в соответствии с которыми не допускается дистанционная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством РФ. Учитывая данное положение, ограничения в отношении реализации товаров дистанционным способом, распространяются и на продажу табачной продукции, деятельность которой регулируется Федеральным Законом «Об ограничении курения табака». На лицо или организацию нарушившее пункт 5 Правил торговли, налагается административная ответственность, предусмотренная нормами статьи 14.2 Кодекса об Административных Правонарушениях.
Недостатки дистанционных продаж
Поскольку в нормативном регулировании дистанционных продаж существует некоторая путаница, то для ее разрешения необходимо:
- 1.
Определить на уровне закона субъектный состав рассматриваемых отношений. Поскольку в отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют производитель товара, его продавец и потребитель, то законодателю нужно не только закрепить данный субъектный состав, но и определить правовой статус каждого участника;
- 2.
Пожалуй, самым уязвимым местом при дистанционных продажах является порой недостаточная, недостоверная или даже ложная информация о товаре, предоставляемая продавцом. Как показывает статистика, более половины реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов, либо на лиц, информациях о которых представляется в виде абонентского ящика. Это делает невозможным предъявление иска и определение надлежащего ответчика по делу, поскольку идентифицировать продавца не представляется возможным;
- 3.
В действующем законодательстве о защите прав потребителей не содержится норм, определяющих порядок и условия заключения дистанционного договора купли-продажи на момент доставки товара, а также отсутствует указание на его форму. Что касается практической стороны вопроса, то договора либо отсутствуют, либо содержат условия, ущемляющие права потребителя;
- 4.
Не затронут законотворцами и вопрос о несвоевременном исполнении договора, например, в случае задержки поставки товара, отсутствует правовое регулирование ответственности продавца. Хотя в Законе «О защите прав потребителей» и устанавливаются некоторые последствия нарушения исполнителем сроков исполнения услуг, например, назначение новых сроков или взыскание неустойки, подобные санкции предусматриваются исключительно за продажу товаров ненадлежащего качества;
- 5.
Частично регулируя вопросы, возникающие связи с дистанционными продажами товаров, законодательство РФ не содержит каких–либо норм о порядке и условиях предоставления услуг дистанционным способом;
- 6.
Нередко при дистанционной продаже товара необходимая информация о товаре, стране изготовления и т. д. доводится до покупателя только в момент его доставки, а не при выборе товара в каталоге или на сайте продавца. На большинстве сайтах интернет-магазинов, отсутствуют столь важные для потребителей технические характеристики;
- 7.
Приобретая товар при помощи почтовой связи, очень часто выясняется, что присланные товары потребитель не заказывал.
Кроме того судебная практика показывает, что злоупотребляя своими правами, продавцы предпочитают не указывать подробную информацию о товарах и ограничиваются довольно скудным описанием. Так, в 2010 году в одном из своих определений, городской суд Санкт– Петербурга указал, что «непредставление потребителю необходимой и достоверной информации о приобретаемом по буклету товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора, а также информации о порядке и сроках возврата товара влечет нарушение прав истца как потребителя и служит основанием для взыскания с продавца уплаченной по договору купли-продажи суммы, неустойки и компенсации морального вреда».
Заказывая товары дистанционно также можно столкнуться и с нарушением сроков доставки. Достаточно часто встречаются случаи, когда технически сложные товары, проданные дистанционным способом, не могут быть пущены в эксплуатацию, поскольку продавец не сообщил о необходимости привлечения квалифицированных специалистов по наладке, подключению и пуску в эксплуатацию реализуемых им товаров.
Обобщая изложенное, хочется отметить, что для решения имеющихся проблем и для дальнейшего развития виртуальной торговли, со стороны законодателей необходимо конкретизировать положения действующего Гражданского Кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителя», в части норм, регулирующих дистанционную куплю-продажу.