+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
14.11.2012

Особенности принудительной ликвидации коммерческих организаций


Помимо реорганизации коммерческая организация может принудительно прекратить свою деятельность посредством ликвидации.

Основания принудительной ликвидации

В действующем Гражданском Кодексе РФ дан наиболее полный и систематизированный перечень оснований принудительной ликвидации юридического лица, который нельзя считать идеальным из—за имеющейся расплывчатости некоторых формулировок. Помимо списка, приведенного в ГК РФ, нормы об основаниях и порядке принудительной ликвидации организаций содержатся и в отдельных федеральных законах. При этом, среди них можно выделить нормы, регулирующие основания принудительной ликвидации только коммерческих организаций, например, Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», и нормы, регулирующие основания принудительной ликвидации некоммерческих организаций различных форм и видов, которых большинство, например, Федеральный Закон «О некоммерческих организациях». Кроме того, на уровне Федеральных Законов закреплены положения, регулирующие основания принудительной ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Федеральные Законы

Статья 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» в качестве основания для принудительной ликвидации некоммерческой организации выделяет неоднократное непредставление в установленный срок сведений предусмотренных указанной статьей.

Статья 44 Федерального Закона «Об общественных объединениях», выделяет сразу несколько оснований для принудительной ликвидации общественного объединения, в частности:

 

  • 1. 
    Нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
  • 2. 
    Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
  • 3. 
    Не были устранены нарушения, которые послужили основанием для приостановления деятельности общественного объединения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

 

Статья 41 Федерального Закона «О политических партиях» также выделяет пять оснований для принудительной ликвидации партии, например, если не были выполнены требования пунктов 4 — 5 статьи 9 указанного ФЗ, то политическая партия может быть принудительно ликвидирована, как и в случае отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного законом.

Основания и порядок принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц содержится в Федеральных Законах «О кредитной кооперации», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О жилищных накопительных кооперативах» и т.д.

Однако среди довольно большого количества законов необходимо выделить антимонопольное законодательство РФ, в котором существуют единые основания принудительной ликвидации для коммерческих и некоммерческих организаций, Так, в статье 34 Федерального Закона «О защите конкуренции» говорится о возможности принудительной ликвидации коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход, если ими было нарушено правило о предварительном согласии или последующем уведомлении антимонопольного органа. При этом виновное юридическое лицо может быть, как ликвидировано, так и реорганизовано. Статья 24 Федерального Закона «О противодействии терроризму» вводит ответственность для организаций в виде их принудительной ликвидации за причастность к терроризму, которая может налагаться так же на коммерческие и некоммерческие организации.

Основания для принудительной ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций, содержаться также в статьях 9 и 11 Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности». Дополняет 11 статью указанного нормативного акта Федеральный Закон «О средствах массовой информации», который содержит более общие основания для принудительной ликвидации СМИ, в частности в статье 16. Продолжает список законов, предусматривающих основания для принудительной ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций, ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статьи 51 и 52), ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (статья 42), Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» (статья 51), а также действующий Трудовой Кодекс РФ (статья 357).

Особого внимания заслуживает Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который в статье 21.1, предусматривает исключение из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц той организации, которая прекратила свою деятельность. Процедура исключения из ЕГРЮЛ происходит по решению регистрирующего органа и по конкретным основаниям. В общем и целом данная процедура является ликвидацией организации в административном порядке, который ранее использовался в качестве альтернативы порядку судебному.

Порядок и последствия принудительной ликвидации

Действующее законодательство РФ предусматривает судебный и административный порядки принудительной ликвидации.

Судебный порядок

Гражданский Кодекс РФ регламентирует только судебный порядок ликвидации организации, который может быть применен по иску уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Так в статье 61 ГК РФ указано, что требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд либо государственным органом, либо органом местного самоуправления, которому соответствующее право предоставлено законом, но сами органы не обозначены. Следовательно, установление государственных и местных органов уполномоченных заявлять в суд иски о принудительной ликвидации организации относится к предмету регулирования отдельных федеральных законов. Если посмотреть отдельные нормативные акты, то в них можно найти указание на конкретное должностное лицо или орган, который обладает указанным правом.

Например, право предъявлять иски о принудительном прекращении деятельности юридического лица, Федеральный Закон «Об общественных объединениях» наделяет Генерального прокурора РФ или прокурора соответствующего субъекта Федерации, а также федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган.

Федеральный Закон «О политических партиях» в статье 41 устанавливает, что заявление о ликвидации политической партии имеет право внести в Верховный Суд Российской Федерации федеральный уполномоченный орган.

В соответствии со статей 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» заявление о ликвидации организации имеет право подать Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему прокурор, а также федеральный орган государственной регистрации или его территориальные подразделения.

В других нормативных актах тоже можно найти уполномоченные органы и должностные лица, в частности в статьях 51 и 52 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, органы местного самоуправления);

В статье 59 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (органы, осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц, органы местного самоуправления); в статье 51 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг), в статье 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (Банк России), в статье 213 ФЗ «О защите конкуренции» (антимонопольный орган) и т.д.

Интересны также будут Федеральные Законы «Об инвестиционных фондах», «О негосударственных пенсионных фондах», «О жилищных накопительных кооперативах», «О некоммерческих организациях» и некоторые другие.

Как можно убедиться из анализа федерального законодательства, перечень государственных органов и должностных лиц, имеющих право в судебном порядке требовать принудительной ликвидации того или иного юридического лица, весьма широк. Однако кроме него особого внимания заслуживают и условия, при наличии которых у указанных лиц и органов возникает право предъявлять требования о ликвидации юридического лица

Условия принудительной ликвидации

Нужно сразу отметить, что условия принудительной ликвидации организации весьма разнообразны, что можно понять из статьи 61 Гражданского Кодекса РФ. Так в одних случаях для заявления требования достаточно одного нарушения, для других случаев важна многократность, например, когда помимо систематичности необходимо чтобы деятельность противоречила уставным целям.

Кроме того, действующее законодательство РФ может устанавливать как конкретные основания для заявления требования о принудительной ликвидации, например осуществление деятельности без надлежащего разрешения, т. е без лицензии, так и использовать «резиновые» категории, например, когда при создании юридического лица помимо допущенных грубых нарушений закона, важно, чтобы они носили неустранимый характер. Давая столь оценочные основания, закон оставляет установление «истины» на усмотрение правоприменительных органов.

Некоторые нормативные акты ставят в зависимость возможность подачи иска о принудительном прекращении деятельности организации в форме ликвидации от различных условий или, что бывает реже, содержит определенные ограничения. Например, статья 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяет, что «Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации кредитной организации. Исключением здесь будут случаи, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки банкротства, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Некоторые ограничения можно найти в статье 44 ФЗ «О политических партиях», статье 44 ФЗ «Об общественных объединениях», статья 31 которого определяет, что «ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается исключительно с согласия схода жителей населенных пунктов, которые обслуживает данное учреждение».

Сроки и последствия ликвидации

В Гражданском Кодексе РФ не содержится каких—либо положений, регулирующих сроки принудительной ликвидации, хотя отдельные Федеральные Законы могут их содержать. Например, в статье 23.4 ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев с момента вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации. При этом закон допускает продление срока арбитражным судом при заявлении ликвидатором кредитной организации обоснованного ходатайства.

Административный порядок

В настоящее время административная процедура ликвидации организации остается слабо отрегулированной на уровне закона. Так, статья 21.1 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве административной процедуры выделяет принятие решения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ регистрирующим органом. При этом оно должно быть опубликовано в официальных органах печати в течение трех дней. Одновременно с решением об исключении из Единого государственного Реестра Юридических Лиц должна быть опубликована информация о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением, с указанием адреса, по которому они могут быть направлены. Указанный нормативный акт устанавливает срок для направления заявлений, который равен одному месяцу с момента опубликования решения о предстоящем исключении, а также предусматривает судебный порядок ликвидации организации. Кроме того, административный порядок ликвидации может быть применен и на основании статьи 26 указанного закона.