+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
14.04.2010

Как организации защитить свои права в суде


От перспективы стать ответчиком в суде, к сожалению, не застрахована ни одна организация. О том, как действовать в таких ситуациях, нужно знать. Это поможет организации защитить и восстановить свои права

Стать ответчиком в суде - такова нерадостная перспектива, которая может ждать любую фирму. На нее могут подать в суд недовольный чем-то контрагент или потребитель.

Истец может привлечь к защите своих интересов в суде профессиональных юристов. Поэтому к любому иску нужно относиться серьезно даже в том случае, если вы уверены в своей правоте.

Если истец - поставщик

Очень часто организациям приходится судиться с поставщиками. Например, из-за задержки оплаты товара.

Если вам уже пришла повестка в суд, не стоит паниковать. Подготовьтесь к судебному разбирательству. Для начала соберите документы. В первую очередь необходимо подготовить учредительные документы вашей фирмы (устав, учредительный договор, решение о создании компании), свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговой инспекции. Предпринимателю нужно иметь свидетельство о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет.

Подготовьте также документы, подтверждающие полномочия руководителя и представителя фирмы, который будет участвовать в процессе: протокол собрания учредителей, приказ о назначении на должность, доверенность.

Также нужно собрать договоры, накладные; счета-фактуры, платежные документы, акты приема-передачи. В общем, максимум документации, относящейся к вашим отношениям с поставщиком.

Когда на вас подали в суд, вам обязательно пришлют копию иска по почте (письмо с уведомлением). Внимательно изучите суть иска, на что ссылается истец и что требует. Это поможет выстроить свою защиту.

Если истец - покупатель

В последние годы все больше недовольных покупателей обращаются в суд за защитой своих прав. Организациям нужно внимательно относиться к каждому иску. Ведь они могут повлечь неприятные последствия.

Часто потребители в случае, если купленный товар чем-то их не устраивает, сначала обращаются с устной или письменной претензией к продавцу. Уже на этом этапе нужно быть внимательными. Изучите суть требования и подумайте о возможности его удовлетворения или обсуждения с покупателем вариантов, которые устроят обе стороны. Помните: любой недовольный покупатель может подать на вас в суд. А любое судебное разбирательство - это трата времени, денег, сил и нервов.

Нужно помнить: требования потребителей не всегда обоснованны и законны. Поэтому необходимо очень внимательно ознакомиться с иском, понять, чего хочет добиться покупатель.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

  • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора.

Вообще закон «О защите прав потребителей» очень хорошо этих самых потребителей защищает. Поэтому, если на вас подал иск покупатель, нужно быть готовым к непростому «сражению». Основательно подготовьтесь и соберите доказательства своей невиновности.

Если истец - контролер

Иногда в суд на фирму или предпринимателя подает контролирующая структура. Это могут быть налоговая инспекция, Роспотребнадзор, инспекция труда или другие проверяющие. Как правило, спорные ситуации возникают после проведения этими службами проверок.
Нередко налоговые органы подают в арбитражный суд иск о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя. Также поводом для обращения контролеров в суд может служить невыполнение фирмой требования уплатить штраф, например, за налоговые нарушения. А фирма не платит, считая требование проверяющих незаконным или просто не зная, что ей предъявлено такое требование.
Если на вас подала в суд контролирующая структура, вам нужно подготовить документы для суда. В первую очередь такие:

Отзыв на иск

Если на вас подали в суд (в том числе контролеры), у вас есть право подготовить отзыв на исковое заявление. Часто спор возникает из-за неправильного понимания и применения закона, а в отзыве можно написать, что, по вашему мнению, нарушили, например, контролеры и сослаться на конкретные нормы закона.
Отзыв нужно направить или представить в арбитражный суд с приложением документов, которые подтверждают возражения относительно иска, а также документов, которые подтверждают направление копий отзыва и прилагаемых к нему документов истцу и другим лицам, участвующим в деле.
Отзыв направляется в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания.
В отзыве указываются:
В отзыве могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения дела.
Отзыв подписывается ответчиком или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

Встречный иск

Ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.
Встречный иск принимается арбитражным судом в случае, если: