+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
23.10.2012

Основания и особенности принудительного прекращения деятельности: реорганизация


Действующее гражданское законодательство РФ, помимо права заниматься предпринимательской деятельностью, предусматривает целый ряд случаев, когда судьба юридического лица определяется не его участниками или учредителями, а государственными органами или судом, т.е. речь идет о принудительном прекращении деятельности коммерческих организаций.

При этом она может происходить в форме принудительной ликвидации или в форме принудительной реорганизации юридического лица. Поскольку Гражданский Кодекс РФ довольно сухо регулирует эти вопросы, то для того чтобы понять основания, основные этапы и правовые последствия принудительного прекращения деятельности коммерческих организаций необходимо проанализировать целый ряд нормативных актов.

Принудительная реорганизация

Поскольку основы принудительной реорганизации юридических лиц содержатся в статье 57 ГК РФ, то ее основное правовое регулирование переместилось на уровень отдельных федеральных законов, в частности в рамках антимонопольного законодательства РФ, которое сегодня представлено Федеральным Законом «О защите конкуренции». Данный нормативный акт предусматривает правила о принудительной реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения. В соответствии со статьей 234 ФЗ «О защите конкуренции» в качестве последствий нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа и порядка представления в антимонопольный орган уведомлений о создании коммерческой организации устанавливает следующее:

 

  • 1. 
    Созданное без получения предварительного согласия антимонопольного органа юридическое лицо должно быть ликвидировано либо реорганизовано в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если создание организации привело к ограничению конкуренции или может привести к таким последствиям, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения;
  • 2. 
    Юридическое лицо, на которое была возложена обязанность по уведомлению антимонопольного органа об осуществлении действий, предусмотренных пунктами 1 — 4, части 1 статьи 30 ФЗ «О конкуренции», и которое нарушило указанный порядок уведомления, подлежит, ликвидации или реорганизации в форме выделения или разделения. Принудительное прекращение деятельности коммерческой организации в данном случае осуществляется в судебном порядке по иску антимонопольного органа и при условии, что действия юридического лица привели или могут привести к ограничению конкуренции, в т.ч. в результате возникновения или усиления доминирующего положения. 

ФЗ «О конкуренции» в статье 38 определил, что принудительное прекращение деятельности юридического лица в форме разделения или выделения возможно при систематическом осуществлении монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение на рынке либо некоммерческой организацией, которая занимается деятельностью, приносящей ей доход. Основанием является также исковое заявление антимонопольного органа, а сам порядок исключительно судебный. При этом если принудительно реорганизовать необходимо кредитную организацию, то помимо заявления антимонопольного органа необходимо одобрение Центрального Банка РФ. Кроме того, судебное решение о принудительной реорганизации юридического лица в форме разделения или выделении может быть принято в целях развития конкуренции и при выполнении следующих условий:

 

  • 1. 
    Имеется реальная возможность для обособления структурных подразделений юридического лица;
  • 2. 
    Отсутствует технологически определенная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации;
  • 3. 
    Есть реальная возможность для самостоятельной деятельности организаций, созданных в результате реорганизации юридического лица на соответствующем товарном рынке.

 

Федеральные особенности принудительного прекращения деятельности

Как отмечалось выше те или иные особенности принудительного прекращения деятельности коммерческих организаций присутствуют во многих Федеральных Законах, например в статье 25 ФЗ «Об электроэнергетике» говорится о возможности принудительной реорганизации в форме разделения в отношении юридических лиц осуществляющих свою деятельность в сфере электроэнергетики. Указанный нормативный акт хоть и ссылается на антимонопольное законодательство, но имеет некоторые отличия, например по условиям при которых возможно проведение принудительной реорганизации соответствующей категории коммерческих организаций.

Возможность применения принудительной реорганизации имеется в действующем законодательстве РФ о банках и банковской деятельности, в частности, в Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» она предусмотрена для коммерческих банков на основании соответствующего требования Банка России.

Так, при получении требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель должен собрать совет директоров или общее собрание участников организации для заявления ходатайства о необходимости реорганизации кредитной организации в течение пяти дней с момента получения требования. При этом органы управления кредитной организации должны сообщить Банку России о принятом решении не позднее 10 дней с момента получения его требования. Важным моментом здесь является проведение принудительной реорганизации не в форме разделения или выделения, а в форме слияния или присоединения. О принудительной реорганизации коммерческих организаций также сказано в статье 74 Федерального Закона «О Центральном банке (Банке России)».

Федеральный Закон «О жилищных накопительных кооперативах» тоже предусматривает возможность принудительной реорганизации в статье 13, которая устанавливает, что кооператив подлежит принудительной реорганизации в судебном порядке, в форме разделения или выделения если число его членов превысит предел, установленный законом.

В Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» можно обнаружить элементы принудительной реорганизации, решение о которой может быть принято в ходе осуществления управления внешним управляющим. Подобный вывод напрашивается из анализа норм статьи 109 указанного нормативного акта. При этом решение должно получить одобрение кредиторов, и быть утвержденным судом. Статья 37 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что созданные до момента вступления в силу настоящего закона, унитарными предприятиями дочерние предприятия подлежат принудительной реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.

Основания и способы принудительной реорганизации

Основанием для принудительной реорганизации в большинстве случаев является правонарушение, под которым закон подразумевает нарушение какой-либо позитивной обязанности, установленной им. Поскольку с основаниями принудительного прекращения деятельности юридического лица все понятно, то особое внимание нужно уделить перечню способов реорганизации. Действующий Гражданский Кодекс РФ в качестве способов принудительной реорганизации называет выделение и разделение, в то время как специальные законы выделяют также слияние, присоединение и преобразование.

Порядок принудительной реорганизации

Гражданский Кодекс РФ выделяет три схемы принудительной реорганизации. Это реорганизация по решению суда; по решению уполномоченного государственного органа или по решению внешнего управляющего. При этом внешний управляющий должен быть назначен судом по иску уполномоченного государственного органа, если учредители юридического лица, либо уполномоченные ими лица, либо лица, уполномоченные на реорганизацию в Учредительных документах, не приняли решения о реорганизации в установленный срок.

Перечисляя способы и порядок реорганизации, ГК РФ не указывает когда осуществляется та или иная схема, как и не называет орган и лицо, которое вправе обращаться в суд с иском о принудительной реорганизации. Следовательно, эти и некоторые другие вопросы принудительной реорганизации отнесены к компетенции федерального законодательства. Например, при нарушении норм антимонопольного законодательства РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению суда. Судебный порядок принудительной реорганизации предусмотрен для жилищного накопительного кооператива, для реорганизации которого необходимо требование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков. А вот при принудительной реорганизации кредитных организаций приоритет отдается требованию Банка России.

Более детально урегулирован в Гражданском Кодексе и в Федеральных Законах порядок проведения принудительной реорганизации по решению внешнего управляющего, назначенного судом. Именно с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению организацией. Следовательно, внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с Учредительными документами, которые были сформированы в результате реорганизации. Если суд утвердит вышеуказанные документы, то это станет основанием для государственной регистрации юридических лиц возникающих в результате принудительной реорганизации. Примерно такие же положения можно найти в специальных законах. В общем и целом Федеральные Законы, регулирующие принудительную реорганизацию юридических лиц, практически не содержат других правил и условий, оставляя все основные вопросы на решение внешнего управляющего.

Срок принудительной реорганизации

В действующем законодательстве РФ не содержится условий о сроке проведения принудительной реорганизации юридического лица. Некоторые положения можно найти исключительно в Федеральных Законах. Например, ФЗ " О конкуренции" говорит о том, что решение суда подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом в указанный в решении срок, который не может быть менее чем шесть месяцев. В качестве примера можно также привести статью 37 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в которой содержится положение о том, что принудительная реорганизация дочерних предприятий унитарных предприятий в форме присоединения проводится в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Закона. Поскольку вопрос о сроке проведения принудительной реорганизации в любом случае является принципиальным, то его необходимо закрепить на уровне закона.

Последствия принудительной реорганизации

В заключении необходимо сказать и о последствиях несоблюдения требований действующего гражданского законодательства о принудительной реорганизации, которые выражаются либо в судебном порядке с назначением внешнего управляющего, либо в предъявлении исковых заявлений о принудительной ликвидации организации.