+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
4.03.2011

Юридические аспекты размещение рекламы в интернете


Как регулируется реклама в интернете узнаете из этой статьи

Интернет-реклама регулируется Федеральным Законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года. Виртуальная реклама почти ничем не отличается от рекламы на радио, телевидении, в печатных изданиях и на наружных носителях, поэтому и регламентируется она теми же нормами, что и любые другие виды рекламы.

Общие требования к рекламе, независимо от средств ее размещения, упоминаются в пятой статье Закона. В частности, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

  • в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений;
  • в рекламе не могут демонстрироваться процессы курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
  • не могут использоваться иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации;
  • не должны применяться образы медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены;
  • запрещено указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
  • и так далее...

Единственным отличием интернет-рекламы является то, что в рекламе должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (8 статья Закона «О рекламе»).

В зависимости от мест размещения, Закон подразделяет рекламу в телепрограммах и телепередачах, в радиопрограммах и радиопередачах, в периодических печатных изданиях; рекламу распространяемую при кино- и видеообслуживании; рекламу, распространяемую по сетям электросвязи; наружную рекламу и установку рекламных конструкций; рекламу на транспортных средствах и с их использованием. Интернет-реклама в данном случае специально не выделена, однако это не означает, что закон о рекламе на нее не распространяется.

Обратиться в суд с заявлением о нарушении закона о рекламе может любой гражданин или юридическое лицо, поэтому ни один рекламодатель не может быть уверен в том, что кто-либо не заинтересуется его рекламой в интернете и не посчитает ее недобросовестной.

К примеру, не так давно в адрес Московского УФАС России обратился гражданин с заявлением о размещении ненадлежащей рекламы в интернете. По мнению заявителя, на одном из сайтов предоставлялась недостоверная информация о жилом комплексе «Обыкновенное Чудо». Дело поступило на рассмотрение в Московский городской суд, однако, к счастью рекламодателя, суд признал, что ответчик правдиво рекламировал жилой комплекс.

При этом, никто не может гарантировать, что суд вынесет такое же решение в отношении всех рекламодателей, размещающих рекламу в сети.

В том случае, если рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель нарушит требования российского законодательства, он будет нести ответственность, предусмотренную 38 статьей Закона «О рекламе» и 14.3. статьей Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с 38 статьей Закона, нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков.

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы за счет рекламодателя.

Также, в соответствии со статьей 14.3. Кодекса об административных правонарушениях, нарушение законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Реклама в интернете становится все популярней, а рекламодатели все активнее осваивают новую для себя сферу. До недавнего времени, было достаточно мало дел о недобросовестной интернет-рекламе. Однако, со временем, суды все чаще сталкиваются с подобными вопросами, и все чаще штрафуют лиц, распространяющих ненадлежащую рекламу в сети.

При этом, надо сказать, что доказать наличие определенной информации на сайте пока еще достаточно проблематично. Для этого истец должен заверить снимки сайта у нотариуса, а данная услуга предоставляется даже не во всех городах. Еще одной проблемой истца может быть то, что владелец сайта не всегда известен. К примеру, сайт может быть зарегистрирован на подставное лицо, либо доменная зона будет принадлежать иному государству, и тогда вопрос о месте рассмотрения дела может зайти в тупик.

Однако, нельзя не заметить то, что законодательство и судебная практика не стоит на месте, а значит, в ближайшем будущем интернет-рекламе будет уделяться все больше внимания со стороны наших законодателей, а также правоохранительных и надзорных органов. Все чаще дела о недобросовестной рекламе будут рассматриваться в суде, а значит рекламодателям стоит более ответственно относиться к распространяемым ими сведениям.