+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
14.03.2012

Как защитить деловую репутацию компании


Деловая репутация компании сегодня занимает далеко не последнее место среди факторов, которые характеризуют организацию, и от которых зависят будущие взаимоотношения с контрагентами.

Успешная деятельность компании во многом зависит от представления о ней других организаций, рядовых граждан, государственных органов.

Пару слов о юридических лицах

Юридические лица могут иметь в собственности, как материальные вещи, так и владеть нематериальными благами, поэтому после прохождения государственной регистрации и получения статуса юридического лица, все, что относится к его существованию, в дальнейшем будет влиять на формирование представления о репутации организации.

Стоит помнить, что информацией о конкретном юридическом лице, которая составляет его репутацию, может владеть неопределенный круг лиц. Это зависит от того, насколько сведения о компании носят публичный характер, и насколько информация о конкретном юридическом лице интересна потенциальным и настоящим клиентам и партнерам.

В общем и целом репутация компании формируется благодаря публичной деятельности, а также открыто распространяемой информации и сведениям, которые стали или могут стать известными в силу различных причин.

Зачастую руководители юридических лиц при принятии на работу персонала указывают на то, какие сведения являются коммерческой или служебной тайной, а какие могут быть предоставлены третьим лицам. Если в компании используется режим служебной или коммерческой тайны, то необходимо знать, что не вся информация о юридическом лице может быть ограниченной или закрытой для третьих лиц в силу закона. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ к перечню сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся: деловая информация, касающаяся учредительных документов (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устава; документы, предоставляющие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); данные о финансово-хозяйственной деятельности организации, а также иные сведения, которые необходимы для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, и т.д. Однако данные правила не распространяются на информацию, которая в соответствии с международными договорами относится к коммерческой тайне, а также на данные о деятельности предприятия, которые составляют государственную тайну РФ.

Как защитить деловую репутацию

Неотъемлемой частью правовой системы России является наличие возможностей для защиты деловой репутации как физических, так и юридических лиц, под которой, в общем, понимается охрана права лица на то, чтобы информация о нем и сведения о его поведении соответствовали действительности. Если говорить о деловой репутации организации, то она является таким же неимущественным правом, как честь и достоинство у лица физического, и если она будет опорочена, то должен существовать и способ восстановления нарушенного права. Способы защиты чести, достоинства и деловой репутации установлены в статье 152 действующего Гражданского Кодекса РФ и распространяются как на граждан, так и на юридических лиц, которые могут потребовать опровержения сведений, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию, а также возмещения убытков и морального вреда, которые были причинены их распространением. Однако, лицо, распространившее такую информацию, может быть освобождено от ответственности, если докажет, что она соответствует действительности. Если же сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию были размещены в средствах массовой информации, то сами СМИ должны доказать, что написали правду.

Порочащие сведения

Для того чтобы говорить о защите опороченной репутации необходимо иметь представление о том что именно представляют собой порочащие сведения, поскольку каждый вкладывает свой смысл в это понятие. Так, Пленум Верховного Суда РФ в одном  из своих Постановлений указал, что порочащими сведениями является информация, которая указывает на нарушение физическим или юридическим лицом действующего законодательства РФ или моральных принципов. Исходя из определения ВС РФ, можно сказать, что порочащие сведения могут распространяться только в форме утверждения. Например, если автор статьи в СМИ не утверждает, а задается провокационным вопросом, то будет бессмысленно требовать от него опровержения и компенсации морального вреда. Опровергаться может только то утверждение, которое говорит о нарушении закона или моральных принципов. Поэтому вы не сможете добиться опровержения у автора, который высказал свое мнение или у лица, которое отвечало на вопросы в интервью. Об этом говорит и главный нормативный акт РФ – Конституция, которая гласит, что никто не вправе запретить высказывать свое мнение, каждый вправе выражать свое мнение либо отказываться от его выражения. Не относятся к сведениям, порочащим деловую репутацию обидные высказывания или нелестные сравнения.

А как же СМИ

В соответствии со статьей 43 Закона РФ «О средствах массовой информации», гражданин или организация имеет право потребовать от редакции опровержения информации, опубликованной в данном СМИ, которая не соответствует действительности, а также порочит их честь и достоинство.  При этом редакция обязана опубликовать текст опровержения, предоставленный гражданином или юридическим лицом, либо написать собственное сообщение, все в том же СМИ, если у нее нет доказательств того, что сведения, распространенные ранее соответствуют действительности. Существуют также некоторые нюансы публикации опровержения. Оно должно быть опубликовано на том же месте, тем же шрифтом и цветом, что и опровергаемое сообщение под одним из следующих заголовков: «Опровержение» или «Ответ». Если опровержению подлежит информация, переданная по телевидению или радио, то оно должно быть передано в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемый материал. Однако и в первом, и во втором случае, размер опровержения не может превышать объема опровергаемого фрагмента в два и более раза.

Конкуренция в помощь или во вред

Существенный вред репутации компании могут нанести сообщения о деятельности третьим лицам, независимо от того, соответствовали они действительности или нет. Но, пожалуй, самым распространенным способом подрыва деловой репутации коммерческих организаций является объявление сведений не соответствующих действительности через СМИ третьими лицами, например, при помощи размещения собственной рекламы. Таким образом, недобросовестная конкуренция проявляется в виде недостоверной и неэтичной рекламы, за которую вполне можно наказать виновных. В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» не допускаются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат нормам действующего законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а также могут нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов – конкурентов. При этом, к действиям, запрещенным законом, относится распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые способны причинить ущерб другому юридическому лицу или его деловой репутации.

Особенности

Важность такого нематериального блага как деловая репутация и ее главная особенность заключается в том, что она может быть передана другому юридическому лицу как на определенный сторонами срок, так и на неопределенное время за вознаграждение. Относясь к нематериальным активам компании, деловая репутация может быть вкладом по договору простого товарищества. Учитывая эти нюансы деловой репутации, ей вполне возможно дать материальную оценку.

Моральный вред

Возмещение морального вреда, под которым понимаются физические или нравственные страдания, является довольно спорным моментом в современной судебной практике. В соответствии со статьей 151 ГК РФ денежную компенсацию предусматривает моральный вред, нанесенный лицу действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо действиями, посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Действующее законодательство РФ может предусматривать и иные случаи компенсации морального вреда. Однако такое понимание морального вреда, которое дополняется разъяснениями Верховного Суда РФ не применимо к юридическим лицам, которые не могут испытывать физические или нравственные страдания. Поэтому, юридическое лицо в случае распространения сведений, порочащих его деловую репутацию, может претендовать на их опровержение и на возмещение убытков, причиненных распространением. Однако работники компании, в отношении которой были распространены сведения, не соответствующие действительности, могут потребовать компенсацию морального вреда в соответствии со статьями 151- 152 ГК РФ при условии, что они смогут объяснить и доказать факт несения физических или нравственных страданий. Также им потребуется доказать и наличие морального вреда, объяснив в своих исковых заявлениях следующее:

  • Кто, при каких обстоятельствах, какими действиями и когда причинил моральный вред;
  • В чем он конкретно выражается;
  • Какую денежную сумму они хотят взыскать с ответчика;
  • И самое важное, какими доказательствами подтверждают свои довод.

Таким образом, в отношении защиты деловой репутации в нашей стране действует презумпция, в соответствии с которой, распространяемыми порочащими сведениями является информация, которая не соответствует действительности. Бремя доказывания соответствия распространенных сведений лежит на ответчике, а значит, компании доказывать свою добропорядочность и каким–либо образом опровергать дискредитирующую информацию не надо. Однако в любом случае при возникновении подобных ситуаций следует обратиться к специалистам, которые объяснят, имело ли место причинение ущерба и распространение сведений, порочащих деловую репутацию компании и помогут разрешить судебный спор в вашу пользу.

Подходящие услуги нашей компании