+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
Главная → Полезное → Законодательство → Остальное → 

Письмо Минфина РФ

Письмо Минфина РФ №03-03-06/1/32 от 28 января 2011 года

Министерство финансов Российской Федерации

П и с ь м о

№ 03-03-06/1/32 28.01.2011

Вопрос: Настоящим письмом просим Вас дать разъяснения по вопросу налогообложения прибыли при реализации доли в уставном капитале ООО другому участнику по цене, превышающей балансовую стоимость.

В начале года ООО выкуплена собственная доля 49% в уставном капитале у участника ООО по номинальной (балансовой) стоимости 24500000 рублей. Независимым оценщиком определена рыночная стоимость 49% доли в размере 65295379 рублей. Расходы, связанные с реализацией доли (услуги по оценке), составляют 12000 рублей, в т.ч. НДС 18%.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)).

Может ли ООО применить данную норму и не учитывать доход, полученный от реализации доли в уставном капитале третьему лицу в целях налогообложения прибыли? Включаются ли в состав расходов услуги по оценке рыночной стоимости доли?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли дохода, полученного обществом от реализации имущественного права (доли) этого общества, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.

Как следует из письма, общество не распределило между участниками долю выбывшего участника, а реализовало по договору купли-продажи долю выбывшего участника другому участнику.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

При этом реализация оплаченной доли общества, ранее выкупленной этим обществом, по мнению Департамента, не может рассматриваться в качестве операции по внесению имущества в уставный капитал этого общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

Таким образом, доход общества от реализации ранее выкупленной у участника доли в уставном капитале определяется в порядке, установленном статьей 268 НК РФ.

Также сообщаем, что расходы, связанные с оценкой рыночной стоимости доли, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин