+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
19.07.2010

Когда проведение повторной налоговой проверки незаконно


Налоговики не могут назначать повторную проверку, если судебное решение по первоначальной проверке уже вынесено, а повторной подвергаются те же налоги. Существуют и другие ограничения для проведения такой проверки

В соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При этом только в двух случаях налоговики вправе провести такую проверку:

  • 1. 
    вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • 2. 
    налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 22 марта 2010 г. По делу № А46 -6239 /2007 рассмотрел вопрос, допускается ли принятие вышестоящим налоговым органом решения, влекущего изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и нижестоящего налогового органа. Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 5-П от 17 марта 2010 г. сделан вывод о том, что такое регулирование нарушает право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции РФ и не согласуется с предписаниями статей 10, 118, 120 Конституции.

По смыслу статьи 57 Конституции во взаимосвязи с указанными конституционными нормами, при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе относительно сумм налоговых платежей, критерий законно установленного налога - применительно к конкретным правоотношениям - предполагает разрешение этого спора не только в соответствии с устанавливающим тот или иной налог законом, но и в законных процедурах. ФАС в указанном Постановлении сделал вывод, что, если налогоплательщик обязывается к уплате налоговых платежей на основании административного решения, принятого вопреки действующему судебному акту, то такие платежи не могут считаться соответствующими этому критерию.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявляется факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Минфин в письме от 22 января 2010 г. № ШТ-17-2/12@ «О порядке применения пункта 10 статьи 89 НК РФ» разъяснил, что при проведении повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в случае представления им уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, проверяется этот налог за период, по которому представлена уточненная налоговая декларация. Налогоплательщик в этом случае обязан провести перерасчет такого налога, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган соответствующую уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 25 мая 2010 г. № 17099/09 пришел к выводу, что, если решение инспекции, которое она приняла по результатам первоначальной выездной налоговой проверки, отменено, то повторная проверка фактически таковой не считается, поскольку ее целью не является контроль.

 

Подходящие услуги нашей компании