+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
5.07.2012

Проверки деятельности предприятия: выездная налоговая проверка


Выездная налоговая проверка проводится на территории юридического лица на основании решения о его проверке, о которой организация может быть не предупреждена заранее. При этом если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то она проводится по местонахождению инспекции.

Основание проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу, основанием для проведения выездной налоговой проверки в отношении того или иного юридического лица является решение, принятое руководителем налоговой инспекции или его заместителем по местонахождению организации. Исключением являются случаи, когда решение о проведении выездной проверки выносится налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения, если проверяемая организация признается крупнейшим налогоплательщиком или имеет статус участника проекта «Сколково».

Во всех случаях решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие реквизиты:

  • 1. 
    Полное и сокращенное наименование организации;
  • 2. 
    Предмет проверки, которым является перечень конкретных налогов. Это объясняется тем, что в ходе выездной проверки налоговая инспекция может оценить правильность начисления и своевременность уплаты налогов любого вида. Выездная проверка организации может затрагивать как один вид налога, так и несколько их видов. Кроме того, налоговая инспекция, при проведении самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству имеет право контролировать правильность начисления и уплаты любого количества региональных и местных налогов;
  • 3. 
    Период, за который проводится выездная проверка
  • 4. 
    Должность, фамилия и инициалы сотрудника инспекции, который проводит проверку, или сотрудников, если их несколько.

В действующем Налоговом Кодексе РФ не определены причины, которые могут повлиять на принятие решения о проведении выездной налоговой проверки, однако в Приказе ФНС России N ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 года, определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок, перечень которых не является исчерпывающим. В данном Приказе утверждена концепция системы планирования выездных проверок. Однако при отборе организаций для проведения выездных проверок, налоговая инспекция может учитывать как причины, перечисленные в Приказе, так и другие обстоятельства. Кроме того, соответствие организации указанным критериям не является обязательным условием проведения выездной налоговой проверки, и наоборот, проверка может быть назначена и при полном отсутствии критериев, перечисленных в Приказе.

Порядок представления документов

В ходе выездной проверки сотрудники налоговой инспекции имеют право запросить у проверяемой организации документы, связанные с начислением и уплатой налогов, возможность ознакомления с которыми обязана обеспечить проверяемая организация.

Копии необходимых документов могут быть запрошены в письменной форме,если выездная проверка проходит на территории организации. Таким образом, проверяющие имеют право запросить копии документов, предъявив организации требование о представлении документов или запросить в устной форме подлинники документов для ознакомления на месте проведения проверки.

В том случае, когда проверяемая организация отказывается показать оригиналы документов для ознакомления, налоговая инспекция должна предупредить ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением.

Если же проверка проводится не по местонахождению организации, а по местонахождению инспекции, то проверяющие имею право запросить необходимые документы, как подлинники, так и копии в письменной форме для ознакомления с ними в инспекции. При этом независимо от места проведения выездной налоговой проверки, в исключительных случаях проверяющие имеют право провести выемку документов, как оригиналов, так и их копий, для ознакомления с ними в инспекции.

Период охвата при выездной налоговой проверке

Во время проведения выездной налоговой проверки сотрудники инспекции могут проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки. Однако, предусмотренный действующим налоговым законодательством РФ трехгодичный период, ограничивает только нижний предел, в то время как верхний предел периода, который может быть охвачен проверкой, ограничивается датой принятия решения о ее проведении.

Таким образом, год, в котором было принято решение о проведении выездной налоговой проверки, может быть проверен вплоть до момента его принятия.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

В случаях определенных в законе, действует так называемый особый порядок установления периода охвата выездной проверки, который распространяется на следующие случаи:

  • 1. 
    Проведения первичной выездной проверки, которая связана с подачей организацией уточненной декларации. При этом налоговики могут проверить весь период, за который была подана уточненная декларация, даже, если он превышает три года;
  • 2. 
    Повторной выездной проверки, связанной с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. Налоговая инспекция имеет право  проверить только тот период, за который было подано уточнение;
  • 3. 
    Выездная проверка проводится в организации, применяющей специальный режим при выполнении соглашения о разделе имущества. В данном случае, налоговики имеют право  проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если оно вступило в силу три года назад или ранее;
  • 4. 
    Проведения выездной проверки резидента, исключенного из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Если выездная проверка касается налога на прибыль или налога на имущество, а решение о ее проведении было принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то налоговики имеют право проверить любые периоды без каких-либо временных ограничений. В любом случае, периоды выездной налоговой проверки указываются в решении инспекции о ее проведении.

Повторная проверка

Как правило, в одной организации, ее филиале или представительстве не может быть проведена повторная выездная налоговая проверка, за исключением случаев, когда:

  • 1. 
    Вышестоящий налоговый орган примет решение проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки. Для этого руководитель вышестоящего налогового органа или его заместитель должен принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации;
  • 2. 
    Юридическим лицом была подана уточненная налоговая декларация, с отраженной в ней суммой налога к уменьшению. Принять решение о повторной проверке, а также провести ее должна налоговая инспекция, в которой организация состоит на учете;
  • 3. 
    При реорганизации или ликвидации юридического лица, решение о проведении проверки принимает та налоговая инспекция, в которой реорганизуемая или ликвидируемая организация состоит на налоговом учете.

Как часто можно проводить выездные налоговые проверки

В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ в течение одного календарного года налоговая инспекция может провести не более двух выездных проверок. Однако ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки.

В исключительных случаях, может быть проведена дополнительная выездная проверка сверх установленного предела, если решение о ней примет руководитель ФНС России.

Продолжительность проверки

Точкой отсчета в определении общей продолжительности выездной налоговой проверки, которая не может превышать двух месяцев, является момент вынесения решения. При этом в исключительных случаях срок проверки может быть продлен до четырех-шести месяцев на основании:

  • 1. 
    Принадлежности проверяемого юридического лица к категории крупнейших организаций;
  • 2. 
    Получения в ходе проверки информации, свидетельствующей о наличии в организации налоговых правонарушений, которые не требуют дополнительной проверки;
  • 3. 
    Форс-мажорных обстоятельств на территории, где проводится проверка;
  • 4. 
    Наличия в составе проверяемой организации обособленных подразделений;
  • 5. 
    Непредставления или несвоевременного представления юридическим лицом документов, необходимых налоговой инспекции для проведения выездной проверки.

Данный перечень оснований не является исчерпывающим, поэтому выездная проверка может быть продлена и по другим основаниям.

В каждом конкретном случае необходимость продления выездной проверки и ее срок будут определяться исходя из следующих критериев:

  • 1. 
    Продолжительности проверяемого периода и объема анализируемых документов;
  • 2. 
    Количества налогов, по которым назначена проверка и числа видов деятельности, которыми занимается организация;
  • 3. 
    Разветвленности организационно-хозяйственной структуры юридического лица и сложности технологических процессов;
  • 4. 
    Иных обстоятельств по усмотрению налоговой инспекции.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Окончание выездной проверки оформляется справкой по установленной форме, которую составляет руководитель проверяющей группы и подписывает представитель или руководитель проверяемой организации. В том случае, когда представитель организации уклоняется от получения справки, налоговая инспекция имеет право направить ее в адрес юридического лица заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передать по телекоммуникационным каналам связи. Последовательность документооборота в электронном виде утверждена приказом налоговой службы. По результатам проверки, но не позднее чем через 2 месяца со дня составления справки, составляется акт утвержденной формы. При этом, акт составляется даже в случае, если не выявлено никаких нарушений. Оформленный в соответствии с утвержденными требованиями акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается в инспекции, а второй передается организации в течение пяти рабочих дней со дня его подписания. Организация вправе написать возражения в письменной форме и передать их в инспекцию. Окончательное решение по результатам выездной налоговой проверки принимается на основании акта, экспертных заключений, возражений организации и.т.п.

Следует отметить, что проверки налоговой инспекции составляют примерно треть от общего количества проверок, которым каждый год подвергаются организации.  Остальное – это проверки прочих ведомств, которые также доставляют предпринимателям множество неудобств.