+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
2.03.2011

Процедура регистрации ККТ


В каких случаях и как правильно регистрировать контрольно-кассовую технику Вы подробно узнаете в нашей статье.

Контрольно-кассовая техника (ККТ) или контрольно-кассовая машина (ККМ) используется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами для осуществления расчетов наличными или с использованием пластиковых карт за приобретенные товары или оказанные услуги.

Фактически ККТ представляет собой современный программно-технический комплекс, в обязательном порядке оснащенный фискальной памятью, которая обеспечивает аппарату ежесуточную или ежесменную регистрацию, позволяющую полностью и постоянно учитывать все денежные расчеты, что впоследствии учитывается при расчете сумм налоговых платежей.

Можно ли обойтись без ККТ?

Согласно Федеральному закону №54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в некоторых случаях юридические лица или индивидуальные предприниматели могут обойтись без ККТ, заменяя их бланками строгой отчетности, оформленными по правилам, установленным Правительством Российской Федерации.

Не использовать ККТ могут организации, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • Продажа газет, журналов и сопутствующих товаров в специализированных киосках в случае, если доля продажи печатной продукции в товарообороте составляет не менее 50%. При этом ассортимент сопутствующих товаров должен быть утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • Продажа ценных бумаг;
  • Продажа лотерейных билетов;
  • Продажа проездных билетов в общественном транспорте;
  • Продажа продуктов питания и напитков в учебных заведения во время проведения занятий;
  • Торговля в рамках рынков, ярмарок или выставочных комплексов, то есть на любых территориях, предназначенных для торговли, за исключением обустроенных магазинов или торговых павильонов;
  • Разносная мелкорозничная торговля;
  • Продажа продуктов питания и напитков в пассажирских вагонах поездов (согласно утвержденному ассортименту);
  • Продажа лекарственных препаратов в аптечных пунктах сельской местности;
  • Торговля мороженым, овощами, рыбой и безалкогольными напитками, а также пивом, в розлив в киосках;
  • Продажа религиозной литературы и предметов религиозного культа, а также услуги по проведению религиозных обрядов;
  • Продажа почтовых марок и других знаков почтовой оплаты по номинальной стоимости;

Помимо этого, осуществлять расчеты без применения ККТ могут предприятия и индивидуальные предприниматели, работающие в отдаленных или труднодоступных местностях, утвержденных перечнями, составленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Итак, ККТ — необходима. Что делать дальше?

Первым делом Вам необходимо приобрести необходимое количество контрольно-кассовых машин, выбрав их из перечня, включенного в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации, а также свериться с Классификатором ККТ, который определяет возможность применения конкретного агрегата в Вашей сфере деятельности.

Далее необходимо определить Центр технического обслуживания (ЦТО), имеющий право на обслуживание выбранной Вами модели ККТ, и заключить с ним соответствующий договор.

Если Ваша ККТ относится к активной системной контрольно-кассовой технике, то есть управляет работой компьютерно-кассовой системы, необходимо также силами ЦТО установить прикладные программы, обеспечивающие корректную работу системы. В будущем об этом будет сделана отметка в карточке регистрации ККТ и книге учета ККТ организаций.

Следующим, самым сложным этапом, станет регистрация ККТ в налоговых органах. Для этого Вам потребуется подготовить следующие документы:

  • Заявление о постановке ККТ на учет с обязательным указанием вида деятельности организации и вида объекта торговли;
  • Оригинал и копия документов, подтверждающих приобретение ККТ;
  • Оригинал и копия документов, подтверждающих регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя (ОГРН, ИНН/КПП), печать организации;
  • Оригинал и копия договора аренды помещения, в котором будет установлено ККТ. При этом если место фактической установки ККТ не совпадает с юридическим адресом предприятия, потребуется также уведомление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения;
  • Оригинал и копия договора на техническое обслуживание ККТ с официально зарегистрированным ЦТО (Центром технического обслуживания), имеющим право на обслуживание выбранной Вами модели ККТ;
  • Оригиналы и копии технического паспорта ККТ и паспорта версии ККТ, а также дополнительного листа к паспорту версии ККТ и паспорта ЭКЛЗ с отметками ЦТО;
  • Журнал кассира-операциониста, оформленный в установленной форме (форма КМ-4, утвержденная постановлением Госкомстата РФ №132 от 25 декабря 1998 года);
  • Журнал учета вызовов технического специалиста, оформленный в установленной форме (форма КМ-8, утвержденная постановлением Госкомстата РФ №132 от 25 декабря 1998 года);

Сама ККТ должна быть оснащена средствами визуального контроля - голограммами, на которых указаны год выпуска ККТ, его поставщик, а также отметка о дате постановки на сервисное обслуживание в ЦТО. Средства визуального контроля устанавливаются на ККТ при его постановке на обслуживание в ЦТО.

Согласно приказу Государственной налоговой службы Российской Федерации, регистрация ККТ осуществляется в налоговом органе по месту осуществления деятельности с применением ККТ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если это место не совпадает с юридическим адресом организации, после постановки на учет копия карточки регистрации ККТ будет направлена в налоговый орган по месту учета организации;

При регистрации ККТ уполномоченный сотрудник налоговой инспекции проводит фискализацию агрегата и выдает представителю организации карточку регистрации ККТ.

Для прохождения этой процедуры должностному лицу организации и кассиру-операционисту в присутствии специалиста ЦТО необходимо доставить ККТ, которую необходимо поставить на учет, в налоговую инспекцию в назначенный день. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель планирует единовременно зарегистрировать большое число ККТ, налоговый инспектор может выехать на место установки самостоятельно.

В процессе регистрации ККТ представитель налоговой инспекции внимательно проверит сам агрегат и сверит его данные с документами, проконтролирует исправность и работоспособность ККТ. В присутствии инспектора специалист ЦТО запрограммирует название организации-владельца ККТ для печати на каждом кассовом чек и опечатает ККТ специальной пломбой, после чего поставит в паспорте ККТ отметку о его вводе в эксплуатацию.

Далее, специалист ЦТО перейдет в режим ввода пароля налогового инспектора, и представитель налоговой инспекции введет свой цифровой пароль.

Готовность ККТ к работе будет проверена путем печати тестового кассового чека, а также итогового и фискального отчетов. Если вся информация на напечатанном документе будет соответствовать документам, представитель налоговой инспекции внесет сведения о постановке на учет контрольно-кассовой техники в Книгу учета контрольно-кассовой техники организаций (индивидуального предпринимателя), ведущуюся в установленной форме.

После этого во все необходимые документы будут проставлены отметки о регистрации ККТ и вводе ее в эксплуатацию, Журналу кассира-операциониста будет присвоен регистрационный номер, а представитель организации получит на руки карточку регистрации ККТ, в которую, в частности, будут внесены сведения о ЦТО, обслуживающем данную ККТ.

Датой регистрации ККТ является дата ввода пароля налогового инспектора. С этого момента в фискальной памяти ККТ будут фиксироваться все операции, а на их основе впоследствии будет вестись налоговый учет организации.