Главными целями ведения бизнеса за границей для отечественных предпринимателей являются оптимизация налогов, расширение рынка сбыта продукции и возможности, которые имеются в других странах.
Покупаем акции
Неопытные предприниматели отдают предпочтение покупке акций успешных иностранных компаний, которые расположены в оффшорных юрисдикциях, полагая, что это и есть бизнес. Причинами популярности этого варианта являются нулевая или чрезвычайно низкая ставка по налогу на прибыль, а также большая конфиденциальность информации об учредителях, при минимуме таких сведений. Пользуясь услугами посредников, предприниматели заключают договора купли–продажи акций, которые составляются на двух языках: русском и английском, а сама их передача оформляется передаточным распоряжением. Вместе с тем информация о новом акционере вносится в реестр акционеров компании. Если вас привлекает этот вариант ведения бизнеса за рубежом, то выбирайте посредническую организации, которая имеет приличный стаж работы в данной сфере и располагает офисом в той стране, где приобретается бизнес. Перед подписанием договора купли–продажи акций уточните все нюансы, начиная от стоимости регистрации и обслуживания регистрируемой компании, заканчивая иными расходами, например, связанными с открытием счета. Для того чтобы не потерять собственные вложения, узнайте какими полномочиями владеют другие учредители компании и ее номинальный руководитель, а также проверьте, имеется ли у Российской Федерации заключенное с иностранным государством, в котором находится юрисдикция компании, соглашение об избежании двойного налогообложения. В противном случае придется платить налоги и в России, и в иностранной юрисдикции. Российская Федерация заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 75 странами, среди которых есть Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Канада, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, США, Таиланд, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция,Япония и другие государства. При этом к странам с нулевыми и низкими ставками налога на прибыль относят Эстонию, Кипр (предпочитается российскими бизнесменами), Болгарию и Ирландию. Для того чтобы не вызвать интереса со стороны налоговых органов рекомендуется уделить внимание не только выбору посредника, налоговым преимуществам и анализу договора купли–продажи акций, но и предоставляемым полномочиям, а также роли в управлении бизнесом. Обратим внимание и на то, что сотрудники налоговых органов питают большой интерес к компаниям, расширяющим бизнес в другой стране, в том числе за счет приобретения акций, поэтому вести свою деятельность нужно осторожно и правомерно.
Компания или представительство?
Вторым вариантом расширения границ бизнеса является открытие компании или представительства за рубежом. Для этих целей необходимо изучить виды юридических лиц, функционирующих в выбранной стране, а также узнать особенности раскрытия сведений юридическими лицами. К примеру, для получения освобождения от налогообложения необходимо проводить исключительно внешние сделки, в противном случае компания вожделенного освобождения от налогов не получит. Все подобные нюансы должны быть изучены и учтены при принятии решения о создании представительства за рубежом. Следующим важным моментом для бизнесменов желающих расширить границы бизнеса посредством создания представительства или компании в иностранном государстве является изучение особенностей договорных отношений и трансфертного ценообразования. Как правило, при установлении цены товара должны учитываться те или иные параметры ценообразования, например стоимость товаров в России не должна быть меньше или больше их рыночной стоимости, которые также следует учитывать при заключении договоров. Для установления цены используют один из трех методов, закрепленных в как международном законодательстве, так и в законодательствах различных стран. Например, законодательство Германии говорит о таких методах, как сопоставление рыночных цен, затратный метод, и метод последующей реализации. А законы Великобритании устанавливают осуществление контроля за так называемыми ассоциированными лицами, которые прямо или косвенно владеют 30% акций заемного капитала.
Выбираем агента
Некоторые предприниматели выбирают третий вариант расширения бизнеса – заключение агентского договора с независимыми агентами – посредниками, по которому выплачивается агентское вознаграждение в твердом размере либо в виде процентов от полученной выручки. Независимо от выбранного способа оплаты услуг посредника, он должен быть четко прописан в договоре. Оптимальным вариантом станет такая схема работы, при которой исключена возможность поступления денежных средств на счет посредника.
Независимый агент
В заключенных со многими странами договорах об избежание двойного налогообложения отсутствует закрепленное на уровне закона определение независимого агента. Однако в качестве доказательств отсутствия зависимости агента выступает отсутствие родственных связей или так называемой аффилированности и наличия иных компаний, являющихся клиентами агента. Иногда посредник обслуживает только одного клиента на постоянной основе, действуя в его интересах и не теряя статуса независимого агента, который ему придется подтвердить. Сделать это будет сложно, поскольку действующая Типовая конвенция ООН говорит, что осуществление независимым агентом деятельности в полной или почти в полной мере от имени и в интересах одного и того же клиента (принципала) и при любых обстоятельствах не допускает квалификации агента с независимым статусом. Поэтому вопрос о возникновении постоянного представительства интересов должен решаться положительно или же отрицательно в зависимости от того, квалифицируется посредник в качестве зависимого или независимого агента. При этом говорить о наличии постоянного посредничества зависимого агента можно лишь тогда, когда он обладает достаточным объемом полномочий для заключения контрактов и подписания договоров на регулярной основе от лица предприятия-нерезидента. Если вернуться к представительству, то можно показать разницу между ним и независимым агентом, которая все же имеется. Так, независимый агент платит налоги только с суммы вознаграждения. Если агент будет признан зависимым, то его могут отнести к представительству и обложить налогом всю сумму выручки. Выбирая агента, следует выбрать один из двух вариантов. Первым и наиболее перспективным вариантом является заключение договора на агентское обслуживание с организацией, обычным видом деятельности которой являются агентские услуги. Такая компания должна быть основана как можно раньше. При втором варианте можно создать новую компанию, с которой в будущем и заключается договор агентского обслуживания. Далее, в целях расширения бизнеса, агентские договора можно заключить и с другими компаниями. При первом способе расширения бизнеса отсутствуют риски переквалификации агента в зависимого и необходимость поиска иных компаний, для заключения агентских договоров. Кроме того не нужно тратить время и деньги для регистрации нового юридического лица. Работу с независимыми агентами предпочитают вести компании, расположенные в таких высоко налоговых юрисдикциях, как Великобритания (28%), США (35 - 40%), Дания и Германия - 30%. Столь высокими ставками облагается налог на прибыль. Поэтому, выбирая агента, проведите анализ налоговых рисков и договорных условий, а также наличия у агента других компаний в качестве контрагентов.
Избавляемся от лишних затрат
Избежать лишних затрат, связанных с созданием новой компании можно действуя через посредников. К затратам на которых можно сэкономить благодаря посреднику являются аренда офиса и наем персонала, регистрация нового юридического лица и ведение бухгалтерского учета, а также услуги внешних консультантов. Однако перед тем как обратиться к посреднику со столь деликатным делом необходимо провести его тщательную проверку, а также подсчитать стоимость его услуг и прочие затраты, сумма которых не должна превышать расходов на создание новой компании. Расширение границ бизнеса позволит избавиться от лишних затрат при использовании таких договорных инструментов, как:
- 1.
Продажа или передача товарного знака другой иностранной компании.
- 2.
Выдача займов и кредитов. Она потребуется в тех случаях, когда бизнесмены хотят расширить границы бизнеса, но, не располагая достаточными денежными средствами для этого, прибегают к заимствованию или кредитованию.
- 3.
Инвестиционный контракт весьма похож на предыдущий инструмент и используется крупными российскими компаниями;
- 4.
Предоставление персонала на практике используется редко, поскольку могут возникнуть налоговые споры;
- 5.
Управление акциями потребуется тем компаниям, которые являются владельцами акций иностранных компаний и наоборот, когда акциями российских компаний владеют иностранные юридические лица;
- 6.
Предоставление услуг, работ. Этот инструмент весьма похож на агентский договор, за исключением одного момента - отечественные компании используют те агентские схемы, которые зарекомендовали себя на иностранном рынке, а договора предоставления услуг или выполнения работ, напротив, применяются теми компаниями, которые планируют осуществить разовые поставки или разовые работы.