+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
7.06.2011

Франшиза – путь к успеху?


В данной статье мы познакомимся с понятием "франчайзинг". Особенности постоения бизнеса на "франшизе".

Пожалуй, что может быть проще, чем начать собственное дело, купив франшизу? Ведь вам не нужно будет тратиться на рекламу и раскрутку вашей компании, поскольку продаваемые продукты, как правило, уже известны во всем мире, а значит, имеют своих поклонников и постоянных клиентов. А это уже большая экономия финансовых и временных ресурсов, плюс поддержка компании-владельца. Но вместе с тем, приобретение франшизы — это дорогостоящее удовольствие, а значит и потенциальная опасность потерять все свои вложения.

Так в чем же смысл?

Сущность франшизы проста и понятна: компания, которая добилась успеха, выпуская те или иные товары или оказывая какие-либо услуги, расширяет границы своей хозяйственной деятельности не за счет открытия представительств и филиалов, а за счет продажи своего предпринимательского опыта и сложившейся репутации другим компаниям. Таким образом, в плюсе оказались две стороны. Первая, не расходует средства на открытие дополнительных отделений своей компании, а получает прибыль от других организаций, создавая им репутацию на рынке. Вторая сторона получает практически готовый продукт и доброе имя за соответствующую плату.

Основные понятия

Говоря о франшизе, необходимо выделить следующие понятия, которые являются достаточно новыми для наших соотечественников понятиями. Франшиза представляет собой результат взаимовыгодного сотрудничества, при котором бизнесмены продают на рынке товары или оказывают услуги известного бренда на основе лицензии.

Франчайзер — это известная компания, которая передает право предпринимателю или предпринимателям продавать товары или оказывать услуги, под ее брендом, т.е. использовать ее товарный знак.

Франчайзи — это предприниматели, которым передается такое право (продавать товары, оказывать услуги) на рынке, используя товарный знак и репутацию франчайзера.

Приобретая франшизу, бизнесмен должен уплатить за это обозначенную плату, которая может состоять, как из первоначального взноса, размер которого зависит от различных параметров и варьируется от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов, так и отчисления с продаж, как правило, ежемесячные.

Среди наиболее востребованных франшиз, можно обозначить компании, продающие права на такие товарные знаки, как предприятия быстрого питания и издательские услуги; гостиницы и химическая чистка одежды; швейные машины и супермаркеты; косметические средства и одежда, детские игрушки и микрокомпьютерные центры.

Существует около 350 компаний, предлагающих франшизы на товары и услуги, начиная от свадебных аксессуаров и заканчивая бухгалтерским делом, компьютерами и транспортными перевозками. В общем, сегодня в мире функционирует около четырех сотен компаний, продающих франшизу, поэтому можно с легкостью выбрать то, что подходит для вас.

Важные моменты

Если вы решили стать счастливым обладателем франшизы, то в первую очередь выясните у франчайзера вид предлагаемых товаров или услуг; наличие вспомогательных пособий или инструкций по эксплуатации товаров, которые так необходимы новичкам. Поинтересуйтесь, имеется ли возможность для обучения обращения с предлагаемым товаром вашего персонала, а также меры рекламной и иной поддержки со стороны франчайзера. Не лишним будет также стимулирование сбыта со стороны продавца франшизы.

Вас должны насторожить франчайзеры, запрашивающие высокую цену, но не оказывающие при этом необходимую поддержку, как и те продавцы франшизы, которые пусть и установили привлекательную стоимость без каких-либо дополнительных гарантий помощи. Стоит помнить, что в большинстве случаев, франшиза предоставляет своим покупателям эксклюзивное право оказывать услуги или продавать товары на всей территории, которую очертите вы. Это может быть город, регион или целая страна.

При всей внешней привлекательности франшизы, в некоторых случаях именно этот способ начала бизнеса может стать причиной его же банкротства. Франшиза далеко не панацея, способная спасти вас от конкуренции на рынке товаров и услуг, а способ требующий, прежде всего финансовых вложений и анализа ситуации на рынке товаров или услуг. Задумайтесь над тем, что на вашей территории могут осуществлять предпринимательскую деятельность и другие компании, предлагающие похожие товары и услуги. Не лишним станет проведение опроса или маркетингового исследования среди потенциальных потребителей, благодаря которому можно получить ответ на вопрос: смогут ли они приобрести, и интересна ли им покупка товаров или услуг, предлагаемых вашей компанией.

Основные виды платежей

Говоря о франшизе, как и о любом другом направлении предпринимательской деятельности, нужно отметить, что она связана с системой финансовых потоков, среди которых выделяют: Единовременный платеж за франшизу — так называемый паушальный платеж, вносимый за право франчайзи пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера, а также за право открыть франчайзинговую компанию, и получать типовой набор услуг на протяжении всего времени сотрудничества.

Второй вид платежей называется роялти и представляет собой регулярные платежи, отчисляемые франчайзеру на компенсацию понесенных им расходов, связанных с сопровождением и развитием франчайзинговой системы. Третий вид платежей — это отчисления, производимые в так называемый централизованный рекламный фонд.

И четвертый — это все иные платежи, отчисляемые франчайзи для возмещения стоимости добавочных услуг.

Что следует знать о франчайзере?

Образец договора франчайзинга — скачать (.doc)

Решаясь на приобретении франшизы, уточните как давно, и главное сколь успешно функционирует компания-продавец. Попросите предоставить вам список всех покупателей франшизы, их общее количество, а также число тех, кто разорился. Обговорите все условия покупки, какова ее стоимость и что входит в пакет услуг. В какой форме проходит обучение и его временная продолжительность. В чем выражается поддержка со стороны франчайзера. Не возникнет ли у вас проблем с получением кредита на покупку франшизы. Каким образом, и в каком размере выплачиваются периодические платежи или продавец ограничится стоимостью франшизы. Может ли франшиза быть аннулирована или продана другому лицу и некоторые иные важные для вас моменты.

Только после подробного рассмотрения всех указанных выше аспектов, тщательного анализа всех «за» и «против», можно принимать решение о приобретении франшизы. Если же говорить о продаже франшиз, как об одном из новых, но развивающихся направлений бизнеса в России, то у него, безусловно, большие перспективы развития.