+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
26.01.2012

Сколько стоит готовый бизнес?


Для того чтобы продать готовый бизнес, как впрочем и иную вещь, необходимо оценить рыночную стоимость с учетом прибыли, которую принесет продаваемый бизнес в будущем. Примерно так выясняют стоимость рядовые продавцы, в отличии от профессиональных оценщиков у которых имеются свои методы оценки, содержание которых закреплено в действующем законодательстве РФ об оценке.

Индивидуальные предприниматели

При этом отечественные оценщики применяют три основных и довольно сложных метода: «доходный подход», «сравнительный подход» и «затратный подход». Эти методы используются для оценки продаваемого бизнеса оценщиками, нанятыми потенциальными покупателями – крупными управляющими компаниями, инвестиционными фондами и т.д.

Подобные меры используются  также для тех вкладчиков и акционеров, которые ожидают определенного уровня дивидендов или прироста капитала. Но они не всегда оказываются верными, что и вызывает колебания фондового рынка. 

Особенно остро встает вопрос о стоимости готового бизнеса для индивидуальных предпринимателей, которые в силу незнания и выбранной ими организационно-правовой формы ведения бизнеса в большинстве случаев могут продешевить. Выбирая ИП в качестве правовой оболочки, молодые предприниматели обращают внимание на преимущества индивидуального предпринимательства, не думая о недостатках, которые тоже имеются.

Среди достоинств выделяют элементарную и быструю государственную регистрацию, низкие штрафные санкции, отсутствие обязательности изготовления круглой печати и открытия расчетного счета в банке и т.д. Все это, безусловно, хорошо. Но что же делать с такими явными недостатками, главным из которых считается отсутствие возможности продать ИП как готовый бизнес. Это обусловлено тем, что выступая в качестве физического лица, предприниматель подписывает договора, а также оформляет имущество, разрешения и лицензии, франшизы и прочие права на себя. А значит, покупателю придется заняться долгим и затратным процессом переоформления  всего этого на свое имя, что не может не сказаться на окончательной стоимости готового бизнеса в форме ИП. При этом, переоформив на себя имущество и перезаключив договора, новому владельцу бизнеса могут предоставить новые и менее удачные условия. Поэтому, если вы зарегистрированы в качестве ИП и в будущем не отрицаете возможности продажи собственного дела, позаботьтесь о минимуме документов, требующих переоформления.

Цели

Главной целью покупателя готового бизнеса является получение прибыли, но вот подцелей может быть несколько и именно от них зависит стоимость, которую он может предложить продавцу. При этом выделяют три основных цели:

  • Дробление бизнеса и продажа по частям или последующая перепродажа готового бизнеса. Данная цель возникает у покупателя, если продавец, к примеру, владеет наработанными товарными знаками, объектами недвижимости, расположенными на привлекательных участках земли или обладает правом арены на них, где в будущем планируется возвести торговый комплекс или бизнес – центр, т.е. речь, идет о перспективном строительстве;
  • Покупателю необходим доход от деятельности готового бизнеса. В этом случае покупатель наоборот заинтересован в сохранении предприятия, как действующего бизнеса и его дальнейшего развития. С этими целями он может провести реорганизацию, поменять профиль деятельности или присоединиться к другому юридическому лицу.При наличии этой цели можно говорить об инвестиционной стоимости бизнеса, которая учитывает прирост прибыли от расширения рынка, от использования ноу-хау и изобретений или от реорганизации;
  • Сочетание предельных показателей ликвидационной и инвестиционной стоимостей, которое дает покупателю обоснованную рыночную стоимость. При этом, продать готовый бизнес по наиболее выгодной цене могут только крупные предприниматели или профессиональные инвесторы,  специализирующиеся на приобретении, развитии и дальнейшей перепродаже готового бизнеса.

Инвестиции

Независимо от мотивов приобретения готового бизнеса каждый инвестор желает, чтобы вложенные деньги как можно быстрее окупились и принесли доход. Но на срок окупаемости готового бизнеса напрямую влияют следующие факторы:

  • Общая стоимость продаваемого бизнеса и его масштаб. Чем бизнес крупнее и дороже, тем дольше придется ждать отдачи, и тем больше она будет месяц за месяцем;
  • Размер кредитной ставки. Чем выше ставка по кредиту, тем быстрее бизнес будет приносить доход;
  • Рост цен на недвижимость, землю и стоимость аренды. Как правило, с каждым годом увеличивается стоимость одного квадратного метра земли и недвижимости, а значит, с их повышением будет увеличиваться и их удельный вес в затратах. Все это окажет влияние на рентабельность, которая наоборот снизится, поскольку увеличатся расходы не связанные с развитием бизнеса;
  • Чем короче будет цикл товарооборота, тем меньше потребуется оборотных средств и средств для старта, а значит и времени, чтобы «отбить» вложенные средства.  

Бизнес - план

Увеличить стоимость готового бизнеса могут многие факторы, одним из которых является цена аналогичных продуктов на рынке, количество времени, которое необходимо для создания и развития подобного бизнеса. Кроме того, нужно учитывать все потраченные деньги, связанные с арендой офиса, торговых, складских помещений, с приобретением необходимого оборудования, заказом и проведением рекламой компании, а также общую сумму издержек до момента получения первой прибыли.

Все это, а также другие важные моменты необходимо отобразить в бизнес–плане, который поможет убедить потенциальных покупателей в перспективности приобретения конкретного готового бизнеса. Особенно важно в бизнес–плане акцентировать внимание на все сильные конкурентные преимущества вашего дела, например, если речь идет о продаже салона красоты, то покажите, что в нем работают профессионалы не только отмеченные наградами, но и те к которым постоянно идут клиенты, готовые платить солидные деньги за качество.

Сравнительный подход

Поскольку продающих свой бизнес намного больше, чем предпринимателей  готовых  его купить, то потенциальный покупатель, скорее всего, использует метод сравнительного подхода, оценивая аналогичные предложения, представленные на рынке. Для этого он соберет обо всех интересующих его продавцах достоверную информацию, а также сведения о недавних продажах сопоставимых объектов. Как правило, в такую информацию входят сведения о времени, месте и условиях продажи, а также об условиях финансирования и экономические характеристики.

Данный сравнительный подход является весьма эффективным, однако может снижаться, если было совершено мало сделок или между ними прошло слишком много времени.  Кроме того, к искажению показателей сравнительного метода могут привести и иные факторы, например, смена власти в регионе.

Гудвилл

Преимуществом сравнительного метода является возможность показать индивидуальные особенности продаваемого бизнеса, благодаря которым он будет привлекать и удерживать клиентов, а значит приносить доход. В связи с этим, бизнесмены ввели такой термин, как гудвилл, который обозначает совокупность тех элементов бизнеса или персональных качеств предпринимателя, которые стимулируют клиентов продолжить пользоваться услугами данного предприятия и которые приносят прибыль сверх той, источником которой служат подлежащие денежной оценке материальные и нематериальные активы.

Говорить о том, что продаваемый бизнес – гудвилл можно тогда, когда он приносит доход больше, чем в среднем приносят прибыль своим владельцем аналогичные компании в данной сфере бизнеса. Другими словами говорить о возникновении этого явления можно тогда, когда люди предрасположены покупать именно у вас из-за благоприятного месторасположения, хорошего обслуживания, авторитета отдельных работников и т.д.

Если вы можете похвастаться тем, что между вами и вашими клиентами добрые отношения и это приносит дополнительную прибыль, то убедив в этом покупателя, сможете увеличить стоимость готового бизнеса на десять, а то и двадцать процентов.

Профессионалы

Несмотря на то, что каждый знает плюсы и минусы собственного дела и сможет, сравнив с аналогами, дать ему рыночную оценку, бывают моменты, когда без помощи профессиональных оценщиков не обойтись. Помощь профессионального оценщика понадобится, если возник спор с налоговой инспекцией о рыночной стоимости объекта купли-продажи в виде недвижимости. Поскольку, в соответствии с действующим Налоговым Кодексом РФ сотрудники налоговых органов имеют право контролировать цены с целью определения налогооблагаемой базы, то они могут  посчитать, что продавец намеренно занизил стоимость продаваемого бизнеса, а значит и не уплатил налоги в полном объеме. Разрешить возникший спор в этом случае можно по заключению  независимого оценщика, которое является официальным документом и может быть использовано в арбитражном суде в качестве доказательства.

Услуги независимых оценщиков понадобятся и при взаимоотношениях с банковскими учреждениями, которые выдавая кредиты под залог, умышленно занижают стоимость закладываемого имущества, тем самым уменьшают максимальный размер кредита.

Установление реальной рыночной стоимости заложенного имущества независимым оценщиком позволяет определить справедливое соотношение между стоимостью залога и размером кредита. Кроме того, наличие официального заключения может предотвратить возникновение разногласий между сторонами сделки, в случае невозврата кредита и обращении взыскания на заложенное имущество.

Помощь профессиональных оценщиков будет незаменимой и в отношениях со страховыми компаниями, которые предпочитают молчать о так называемых «скрытых моментах», например, о случаях, когда они могут признать заключенный между вами договор страхования ничтожным и не выплатить причитающуюся страховую премию или выплатить ее в меньших размерах. Однако, вовремя проведенная независимым оценщиком экспертиза не позволит страховой компании оспаривать страховую сумму по договору. Говоря о необходимости услуг независимых оценщиков можно перечислять многие случаи, но особенно следует отметить оценку нанесенного ущерба в случае возникновения страхового случая, а также порчу имущества предпринимателя или третьих лиц. Достоверно зная, сколько вы действительно потеряли, можно четко обосновать свою позицию в спорной ситуации и в судебном разбирательстве.

Говоря о продаже готового бизнеса нужно подчеркнуть, что оптимальным вариантом, как для выявления реальной рыночной стоимости, так и для предупреждения возникновения  разногласий между продавцом и покупателем является наличие заключения, составленного независимым оценщиком, услугами которого стоит воспользоваться.

Подходящие услуги нашей компании