+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
14.02.2012

Как оформить скидки и бонусы


Многие индивидуальные предприниматели, желая удержать имеющихся клиентов и привлечь новых, увеличить количество продаваемой продукции, расширить сферы обслуживания, а значит, получить дополнительную прибыль используют различные дисконтные, накопительные программы, предоставляют скидки и бонусы своим клиентам, обеспечивают их подарочными сертификатами и т.д.

Все эти способы имеют одну цель – прибыль и единое назначение - привлечение клиентов, но отличаются друг от друга.

Предоставление скидок приводит к снижению рыночной стоимости товара, и зависит от различных факторов, например от количества приобретаемого товара, от сезонного колебания потребительского спроса и т.д. Кроме того, использование скидок может быть предусмотрено в рамках рекламной кампании, которая проводится вместе с дегустацией продукции или раздачей каталогов товаров. Дисконтные карты, цель которых привлечение посетителей, представляют собой документ, облаченный, к примеру, в форму пластиковой карты, по которому покупателю предлагается воспользоваться услугой или приобрести товар у данного продавца по более выгодной цене. В отличие от дисконтных карт, карты накопительные предназначены для накопления баллов, начисляемых за приобретение товара или услуги, либо информации о приобретенных товарах, услугах. Для тех, кто хочет подарить близкому человеку хороший подарок, но не знает, подойдет ли ему выбранная вещь, может воспользоваться весьма распространенными в различных торговых сетях подарочными картами или сертификатами, которые можно купить по выгодной цене или получить в подарок от продавца.

Скидки и бонусы

В соответствии с действующим гражданским законодательством РФ, заказчик оплачивает товар, работы, услуги в порядке, предусмотренном заключенным договором, что означает самостоятельность сторон в определении стоимости услуг. При этом как заказчик, так и исполнитель имеют право предусмотреть случаи уменьшения стоимости зависимости от тех или иных факторов. Другими словами речь идет о скидках. Закон не дает понятие скидки и ее отличия от других механизмов привлечения клиентов, однако, в одном из писем ФНС России говорится о возможности включения в договор на реализацию товаров, работ или услуг положение о системе поощрения путем: предоставления скидки, которая устанавливает размер возможного снижения рыночной стоимости товара, указанной в договоре предоставления покупателю бонуса в виде дополнительного вознаграждения, за выполнение условий сделки, например за покупку установленного количества или ассортимента товаров.

Как правило, скидка представляет собой изменение ранее заявленной стоимости, произошедшее после заключения договора. Хотя предоставление скидок может быть заранее заложено предпринимателем в прейскурант исходя из количества приобретаемого товара, работ или услуг. Нередко скидки воспринимаются покупателями как акции по типу «купите две вещи, третью получите в подарок».

Виды скидок

Действующее налоговое законодательство РФ выделяет два вида скидок:

  • Скидки, предоставляемые в связи с пересмотром стоимости товара, отраженной в договоре купли-продажи;
  • Скидки, предоставляемые без изменения стоимости единицы товара посредством выплаты премий.

При этом скидки могут быть предоставлены как до поставки товаров и услуг, так и после оказания услуг при выполнении установленных условий.

Ограничения и риски:

Документы

Любые скидки и бонусы должны быть оформлены документально, например,  заключенным договором, в котором предусмотрены условия предоставления скидок или бонусов; составленным в письменном виде с расчетом, калькуляцией предоставляемых скидок; документами, подтверждающими выполнение условий договора.

Размер скидки

Скидка не должна предоставляться более чем на 20% от установленной стоимости товара, работы или услуги. Однако если размер скидки превышает 20%, то сотрудники налоговых органов могут провести проверку с целью выяснения основания ее предоставления. Предоставивший скидку более 20% индивидуальный предприниматель может мотивировать применение скидок сезонными колебаниями потребительского спроса на определенные товары, и утратой потребительских качеств продаваемых со скидкой товаров, например, приближение момента истечения срока годности продукции. Можно обосновать предоставление столь высокой скидки проводимой в компании маркетинговой политикой, при продвижении на рынок новых товаров или услуг, не имеющих аналогов; реализацией опытных моделей и образцов товаров для ознакомления с ними потребителей.

Механизм предоставления

Следующим нюансом при применении скидок и бонусов является абсолютно прозрачный механизм их предоставления, для предупреждения возникновения возможных претензий со стороны покупателей. Для этого необходимо разработать единый документ, который можно разместить на сайте компании или в торговом зале для ознакомления потенциальных клиентов с его положениями.

Индивидуальные предприниматели – «упрощенцы»

Для индивидуальных предпринимателей, выбравших упрощенную систему налогообложения, может возникнуть проблема, связанная с учетом скидок и бонусов в целях исчисления налога. Министерство Финансов РФ придерживается мнения, что применяющие упрощенную систему налогообложения, ИП, с объектом налогообложения в виде доходов, не могут учитывать при определении объекта налогообложения расходы.

Это означает, что если скидки учитываются в стоимости до предоставления товаров, то доход образуется исходя из стоимости товара вместе со скидкой. Предоставленный бонус после приобретения товара или услуги покупателю, наоборот не будет уменьшать доходы. Кроме того, если ИП применяет объект налогообложения «доходы минус расходы», то скидку, как и бонус, лучше учесть в стоимости оказываемых работ, услуг или продаваемых товаров, уменьшив их цену до момента реализации.

Первичные документы

Во избежание возникновения рисков для предпринимателей, предоставляющих своим клиентам скидки и бонусы, необходимо отразить такое предоставление в первичных документах. Поскольку унифицированная форма первичного документа по оформлению предоставления скидок и бонусов законом не предусмотрена, то предприниматель может разработать ее самостоятельно и  использовать в дальнейшем для отражения операций в учете. К примеру, предоставление скидок и бонусов можно отразить в акте выполненных работ и прилагающемуся к нему счете, показав, что товар или услуга предоставляются со скидкой. При этом в итоговом документе необходимо отобразить и накопительные бонусы, которые предоставляются клиентам по окончанию месяца, квартала или года.

Это позволит огородить себя от претензий и споров с налоговыми органами.

Уточнения

Если стоимость товара или услуг меняется после их реализации, то необходимо внести соответствующие исправления в «Книгу учета доходов и расходов», а также пересчитать налоговую базу. При этом если будут выявлены ошибки или искажения в исчислении налоговой базы за прошлый налоговый период, то последующая корректировка доходов и расходов для целей налогообложения и пересчет налоговых обязательств необходимо  произвести в уточненной налоговой декларации по уплачиваемому налогу, в связи с применением упрощенной системы.

Подходящие услуги нашей компании