+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
1.02.2012

Холдинг: понятие, виды, специфика


Одной из популярных тенденций в отечественном бизнесе является создание холдинговых структур крупными компаниями с целью увеличения собственных активов, наращивания инвестиционного капитала, а также для оптимизации налогов при помощи дочерних компаний.

Достигаются поставленные цели за счет использования так называемых внутрифирменных инструментов. При столь возрастающей популярности холдингов, в отечественном законодательстве нет норм, необходимых для регулирования их деятельности.

Что это за «фрукт»?

В отечественной теории права существует не один десяток различных, но очень похожих по смыслу определений понятия холдинг. В практической сфере холдингами называют конгломератные объединения коммерческих структур, отношения между управляющей компанией и дочерними организациями в которых регулируются при помощи договорных отношений. Таким образом, холдинг можно определить как группу экономически взаимодействующих юридических лиц, в которой головная компания осуществляет полный контроль за деятельностью дочерних организаций при минимальной доле участия.

Виды холдингов

Классификации холдингов даются, прежде всего, в науке, теоретиками и практиками.

1. Если брать за основу вид зависимости, установленный в нормативных актах РФ, все холдинги делятся на:

  • договорные, которые возникают в связи с заключением договора и ограниченные его рамками, а также сроком действия;
  • имущественные, которые основаны на доминирующем участии головной компании в Уставном капитале дочерних или в наличии контрольного пакета акций; Это самый распространенный вид холдинга в России и в мировой бизнес практике.
  • организационные, отношения между головной компанией и дочерними юридическими лицами складываются на основе обстоятельств в законе не перечисленных.Как правило, редко встречаются холдинги, построенные на зависимости одного вида, зачастую сочетаются несколько типов зависимости, например, организационную зависимость может дополнять договорная, которая формируется при наличии контроля головной компании в Уставном капитале дочерних предприятий.

2. В зависимости от того, занимается ли головная компания холдинга коммерческой деятельностью или нет, являясь держателем акций дочерних обществ, холдинги делятся на смешанные и чистые. При этом для чистых холдингов характерно, что головная компания никакой коммерческой деятельностью не занимается, исключительно владея контрольными пакетами акций иных участников холдинга. При этом виде холдингов головная компания выполняет контрольные функции, а также руководит и координирует деятельность других участников.Для смешанных холдингов характерна управленческая, координирующая и контрольная функция головной компании, а также самостоятельная коммерческая деятельность ей осуществляемая.К примеру, в качестве головной компании может выступать банк или крупное промышленное предприятие.

3. В зависимости от территории, на которой функционирует холдинг, они делятся на:

  • национальные, участники которого, расположены и действуют на территории одного государства;
  • транснациональные, участники которого располагаются и функционируют на территории разных стран. Как правило, в этом случае головная компания будет зарегистрирована на территории иностранного государства и будет там получать налоговые льготы и открытый доступ к международным финансовым рынкам.

4. В зависимости от собственников, холдинги делятся на:

  • частные, уставной капитал которых сформирован за счет вложений частных лиц и организаций; Особой разновидностью частных холдингов является семейный холдинг.
  • государственные или муниципальные, в уставном капитале головного юридического лица, доля участия государства дает ему контрольные функции.

5. В зависимости от отраслевой принадлежности холдинги делятся на:

отраслевые, к которым относятся, например, нефтяные, сельскохозяйственные и энергетические  холдинги, и межотраслевые. Особым видом холдинга является банковский холдинг.

6. В зависимости от способа организации холдинговых объединений и характера отношений между его участниками,холдинги подразделяют на:

  • горизонтальные или сбытовые холдинги, которые представляют собой объединение компаний функционирующих на одном рынке, например, рынке сбыта; Подобное объединение однородных бизнесов, создается с целью организации единой системы поставщиков конкретного товара или группы товаров, услуг для последующего сбыта. Как правило, участники холдинга при горизонтальной организации отношений рассредоточены, что не мешает проводить единую политику.
  • вертикальные или производственные холдинги представляют собой объединение компаний функционирующих в одной сбытовой цепочке, например нефтедобыча, переработка сельхозпродукции и т.д.;
  • диверсифицированные холдинги являются объединением различных компаний, действующих на разных рынках с целью распространения хозяйственной деятельности холдинговой компании в новые сферы. Эта форма наиболее свойственна международным холдингам.

7. В зависимости от функций дочерних организаций все холдинги делятся на:

  • контрольные холдинги, в которых головная компания обладает контрольными пакетами акций своих дочерних предприятий и благодаря этому влияет на их деятельность;
  • холдинг долевого участия, для которого характерно решающее участие головной компании в капитале других хозяйственных обществ; При этом между головной компанией и ее «дочками» возникают как вертикальные финансовые и правовые, так и директивные, управленческо-организационные отношения. Первый и второй виды холдингов встречаются наиболее часто.
  • менеджментовые холдинги, отношения в которых формируются на основе менеджмента;
  • холдинги ценных бумаг;
  • холдинги капитала.

8. В зависимости от функционального наполнения деятельности головной компании, все холдинги делятся на:

  • финансовые холдинги, в которых основной функцией головной компании выступает формирование портфеля долевого участия основного общества в дочерних юридических лицах; Для финансовых холдингов характерно также отсутствие управленческих функций по отношению ко всему объединению.
  • управляющие холдинги, для которых напротив свойственно наличие единого управления всеми дочерними организациями; В свою очередь управляющий холдинг подразделяется на стратегический  и оперативный управляющий холдинг.При стратегическом управляющем холдингеголовная компания ограничивается разработкой стратегии дочерних обществ, не вмешиваясь в их производственную деятельность.Для оперативных управляющих холдингов свойственна контролирующая функция головной компании по отношению к текущей производственно-хозяйственной деятельности дочерних обществ.

Иные классификации

Выделяют также основной и классический холдинги, а также промежуточный и распределенный холдинги. Как правило, промежуточные холдинги создаются за счет «дочек» основного холдинга и существуют в многоуровневых холдинговых объединениях. Они являются головными компаниями для собственных дочерних организаций, но находятся под контролем своей основной организации. Такие «субхолдинги» создаются над множеством дочерних обществ для концентрации усилий основной компании на стратегических задачах развития холдинга в целом.Для классического холдинга характерно объединение юридических лиц, контрольный пакет акций которых сосредоточен в руках материнской компании.Для распределенного холдинга свойственно несколько самостоятельных организаций, которые выполняют функции головной компании.