+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
10.02.2012

Как обнаружить факторы риска юридического лица


Независимо от размера, срока деятельности и количества участников, у каждого юридического лица имеются определенные факторы риска, благодаря которым его могут захватить. Поэтому, чтобы рейдерского захвата организации не произошло необходимо провести так называемый корпоративный аудит, позволяющий выявить и ликвидировать с факторы риска до появления рейдеров.

Корпоративный аудит

При обращении к услугам независимых аудиторов, которые на основании проведенного анализа выявляют факторы риска, проводят предупредительные действия, что позволяет избежать или обойти уже назревшие конфликты, связанные, к примеру, с доверительными управляющими. Для иллюстрации эффективной работы аудитора можно привести пример корпоративного аудита производственной компании, в процессе анализа деятельности которой была обнаружена следующая тенденция: несколько учредителей организации передали принадлежащие им доли в доверительное управление одному и тому же лицу.

В результате у доверенного лица в руках были сосредоточены существенные права в области контроля над деятельностью организации с доступом к конфиденциальной информации, что само по себе создавало благоприятную почву для злоупотребления доверием. Аудитор, проводивший анализ посоветовал учредителям провести некоторые действия направленные как на консолидацию пакета долей, так и на защиту управления.

В итоге, когда участники, передавшие свои доли доверительному управляющему, инициировали конфликт внутри предприятия, он не имел продолжения, поскольку аудиторами заблаговременно были предприняты действия для его предупреждения.

Большим плюсом для подавления конфликтов стал и отсутствовавший механизм давления, а также важные документы, приведенные в необходимое для защиты состояние.

Анализ документов

Для того чтобы провести успешный корпоративный аудит необходимо проанализировать главные документы юридического лица, к которым относятся четыре блока бумаг:

Учредительные документы

К учредительным документам относятся свидетельства о государственной регистрации юридического лица и о присвоении ему ОГРН; а также свидетельство о постановке организации на учет в соответствующей налоговой инспекции. Кроме того, учредительные документы в прямом смысле - это Устав компании и учредительный договор, если такой был заключен. А также документы, предшествовавшие государственной регистрации юридического лица решение единственного учредителя или протокол общего собрания участников о создании юридического лица; решение о приватизации недвижимого имущества и план приватизации, если юридический адрес- это помещение, принадлежащее компании на праве собственности; свежая выписка из ЕГРЮЛ. Если речь идет об акционерных обществах закрытого или открытого типов, то понадобятся протоколы всех собраний акционеров и заседаний совета директоров.

Статусные документы

К таковым документам, относятся протоколы и свидетельства, подтверждающие статус органов управления. Это протокол общего собрания или решение единственного учредителя компании об избрании генерального директора и членов совета директоров.

Помимо протоколов всех собраний или как минимум все собраний, проведенных за последние три года, если юридическое лицо функционирует долгое время, с приложением копии уведомления о проведении собрания, доказательств направления сообщения акционерам, бюллетеней, протокола счетной комиссии и т.д. Если имела место смена руководителя юридического лица, то для анализа понадобится свидетельство о регистрации изменений в налоговой инспекции.

Уставный капитал

Не менее важными для выявления факторов риска компании являются документы, связанные с формированием уставного капитала юридического лица. К таковым относятся 

уведомления о регистрации всех решений о выпуске ценных бумаг с отчетами об их итогах; проспекты эмиссий и реестр акционеров на момент проведения аудита. К документам, влияющим на формирование уставного капитала, также относится список лиц, которые обладают правом участия и голоса в ежегодных общих собраниях акционеров за последние три года и справка, выданная финансовым учреждением, свидетельствующая об оплате уставного капитала в полном размере. Как вариант, вместо справки из банка можно представить справку об оплате уставного капитала за подписью главного бухгалтера и руководителя юридического лица.

Документы по активам

И наконец, последим документальным блоком, имеющим значение для корпоративного аудита, провидимого с целью выявления факторов риска компании, являются:

1) Реестр недвижимого имущества, принадлежащего компании, и все свидетельства, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости.

2) Свежая выписка из Единого Государственного Реестра  Юридических Лиц, выданная, максимум за месяц до проведения аудита, либо карточки ФРС на каждый объект недвижимости общества.

3) Вся информация по договорам заключенным в отношении объектов недвижимости, с указанием контрагентов, сроков действия договоров и других существенных условий.

4) Документы, связанные с использованием земельных участков, к которым относятся договора аренды земельного участка и свидетельства об их государственной регистрации,  кадастровый план или план земельных участков. Существенное значение будет иметь бухгалтерский баланс компании за последний год и справка о рыночной оценке активов юридического лица, составленная с подробной расшифровкой по каждому отдельному активу.

5) Если имеется переписка с кредиторами, а значит и задолженность перед ними, то и эту информацию следует предоставить в рамках документов об активах организации.

Как правило, результатом корпоративного аудита и анализа станет комплексное заключение, составленное с четким указанием недостатков в оформлении деятельности предприятия, перечислением имеющихся рисков и рекомендаций по их устранению или сведению к минимуму