+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
10.05.2012

Бухгалтер или юрист: кто важнее для бизнесмена?


В каждой уважающей себя компании должны быть юрист и бухгалтер, которые с одной стороны обеспечивают юридическое и бухгалтерское сопровождение бизнеса в целом, с другой стороны благодаря бухгалтеру и юристу могут возникать конфликты, связанные с вопросами разделения труда в коллективе.

Главной причиной большей части конфликтов является возложение на юриста функций прямо не входящих в сферу его деятельности, но, по мнению начальника, являющихся частью его компетенции, например исчисление налогов. Для того чтобы избежать конфликтов, связанных с разделением труда, целесообразно разработать и утвердить должностные инструкции, как для юрисконсульта, так и для бухгалтера.

Законодательство о труде

Действующий Трудовой Кодекс РФ не возлагает на работодателей обязанность по составлению и утверждению должностных инструкций и за их отсутствие, штрафные санкции не предусмотрены. Однако эти необязательные документы являются желательными локальными актами, от которых во многом зависит слаженная работа коллектива. Кроме того, отсутствие должностных инструкций может помешать обоснованно отказать в приеме на работу неподходящего по деловым качествам работника, поскольку в них содержатся требования, связанные как с уровнем знаний, опытом и образованием, так непосредственно и с деловыми качествами. Отличным подспорьем станет должностная инструкция и для оценки работы претендента на должность в период испытательного срока. И, конечно, наличие инструкций позволит избежать возникновения споров о том, что входит в обязанности юриста или бухгалтера, а что нет.

Должностные обязанности бухгалтера

Узнать, что должен уметь бухгалтер в компании можно, обратившись к «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденному Постановлением Министерства Труда РФ N 37 от 21.08.1998 года, в котором перечислены должностные обязанности, в соответствии с которыми бухгалтер должен:

  • 1. 
    Выполнять работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации. В данном случае речь идет об учете основных средств и товарно-материальных ценностей организации, об учете затрат на производство, и реализации продукции, учет расчетов с поставщиками и заказчиками и т.п.;
  • 2. 
    Участвовать в разработке и проведении мероприятий, связанных с соблюдением финансовой дисциплины и с рациональным использованием ресурсов компании;
  • 3. 
    Выполнять прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета, а также осуществлять их подготовку к счетной обработке;
  • 4. 
    Отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств организации;
  • 5. 
    Составлять отчетные калькуляции себестоимости производимой продукции, выполненных работ или оказанных услуг;
  • 6. 
    Своевременно выявлять источники образования убытков и непроизводительных расходов, а также подготавливать и вносить на рассмотрение руководителя предложения по их предупреждению;
  • 7. 
    Производить исчисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, а также страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;
  • 8. 
    Производить начисление платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, в том числе осуществлять отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;
  • 9. 
    Обеспечивать достоверной бухгалтерской информацией руководителей организации, а также кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности;
  • 10. 
    Разрабатывать формы первичных документов, применяемых для оформления тех хозяйственных операций, в отношении которых типовые формы не предусмотрены;
  • 11. 
    Разрабатывать рабочий план счетов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • 12. 
    Принимать участие в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации;
  • 13. 
    Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности для раскрытия внутренних резервов;
  • 14. 
    Реализовывать режим экономии;
  • 15. 
    Участвовать в мероприятиях по совершенствованию документооборота, а также в мероприятиях по разработке и внедрению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;
  • 16. 
    Проводить инвентаризацию денежных средств и товарно-материальных ценностей или принимать в ней непосредственное участие;
  • 17. 
    Готовить информацию по участкам бухгалтерского учета для составления отчетности:
  • 18. 
    Отвечать за сохранность бухгалтерских документов и за их необходимое оформление для передачи в архив;
  • 19. 
    Принимать меры для формирования, ведения и хранения баз данных бухгалтерской информации;
  • 20. 
    При необходимости вносить изменения в справочную и нормативную информацию, применяемую при обработке данных и т.д.

Какие знания необходимы бухгалтеру

Помимо того, что справочник предъявляет целый ряд требований к тому, что бухгалтер организации должен уметь, он устанавливает и то, что последний должен знать, поэтому в число нужных сведений входят знания:

  • 1. 
    Действующих законодательных актов РФ, постановлений, распоряжений Правительства РФ, методических рекомендаций министерств и ведомств, а также иных нормативных материалов касающихся организации бухгалтерского учета имущества, обязательств, хозяйственных операций и составления отчетности;
  • 2. 
    Основных форм и методов бухгалтерского учета на предприятии;
  • 3. 
    Плана и корреспонденции счетов;
  • 4. 
    Системы документооборота в сфере бухгалтерского учета;
  • 5. 
    Порядка оформления документов и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных и денежных средств, товарно-материальных ценностей предприятия;
  • 6. 
    Методов и способов экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности компании;
  • 7. 
    Правил применения вычислительной техники;
  • 8. 
    Экономики, трудового законодательства, правил и норм охраны труда, основ управления, а также рыночных методов хозяйствования.

А если появились новые обязанности

Очень часто в процессе деятельности компании возникает необходимость произвести перераспределение обязанностей, связанных с увеличением объема работы и количеством специалистов, что в свою очередь должно быть отражено в должностных инструкциях. Но как это сделать правильно. Если, к примеру, необходимо внести изменения в инструкцию бухгалтера, то поручаемая ему новая трудовая функция, должна быть сходна с функциями, описанными выше. Если изменение или дополнение должностной инструкции связано с внесением изменений в трудовой договор, заключенный с работником, то необходимо предупредить работника в письменном виде о подобном изменении инструкции, как минимум за два месяца, и заручиться его письменным согласием. И только после этого в должностную инструкцию вносятся изменения или дополнения. Такой порядок распространяется на должностные инструкции являющиеся частью трудового договора. Иначе обстоит дело, если инструкция утверждалась как отдельный и самостоятельный документ. В данном случае изменение должностной инструкции не требует изменения трудового договора, а значит, работодателю необходимо только утвердить должностную инструкцию в новой редакции и ознакомить с ней работника под роспись.

Должностные обязанности юриста

Независимо от наименования должности (юрист, юрист–консультант, юрисконсульт) в его обязанности входит следующее:

  • 1. 
    Разработка документов правового характера;
  • 2. 
    Методическое руководство правовой работой в организации;
  • 3. 
    Оказание помощи структурным подразделениям компании, ее сотрудникам и общественным организациям в подготовке и оформлении различных правовых документов;
  • 4. 
    Участие в подготовке мотивированных ответов при отклонении претензий;
  • 5. 
    Подготовка совместно с другими подразделениями или сотрудниками компании материалов о хищениях, растратах, недостачах и т.п. правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, а также выполнение мер для учета и хранения, находящихся в производстве и законченных судебных и арбитражных дел;
  • 6. 
    Принимать участие в разработке и реализации мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины на предприятии;
  • 7. 
    Изучать, анализировать и обобщать результаты рассмотренных претензий, судебных и арбитражных дел;
  • 8. 
    Проводить изучение и анализ практики заключения и исполнения договоров для  разработки предложений об устранении имеющихся недостатков с целью улучшения хозяйственно-финансовой деятельности компании;
  • 9. 
    Оформлять материалы о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности, в соответствии с установленным порядком;
  • 10. 
    Участвовать в работе по заключению различных договоров, проводить их правовую экспертизу;
  • 11. 
    Разрабатывать условия коллективных трудовых договоров, участвовать в рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • 12. 
    Осуществлять контроль над своевременностью представления справок, расчетов, объяснений и других материалов от работников и структурных подразделений организации, необходимых для подготовки ответов на претензии;
  • 13. 
    Участвовать в подготовке предложений об изменении действующих или отмене утративших значение локальных нормативных актов, изданных на предприятии, а также в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в процессе хозяйственной деятельности организации;
  • 14. 
    Проводить работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, в т.ч. совершать отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливать справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств;
  • 15. 
    Проводить консультационные работы с сотрудниками и должностными лицами организации в отношении изменений внесенных в действующее законодательство РФ. Консультировать указанных лиц по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, оказывать содействие в оформлении документов и правовых актов и т.п.

Какие знания необходимы юристу

Кроме большого числа законодательных актов, регламентирующих производственную, хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, юрист должен знать гражданское, трудовое, финансовое, налоговое, административное право, экологическое законодательство, правила и нормы охраны труда, а также:

  • 1. 
    Систему и способы ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
  • 2. 
    Порядок и нюансы заключения и оформления договоров и соглашений;
  • 3. 
    Способы систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;
  • 4. 
    Основы экономики, организации труда, производства и управления, средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

Так что в итоге?

Спорить о том, кто важнее и чьи должностные обязанности «круче» не имеет смысла. В современном бизнесе одинаково важны и хорошие юристы и толковые бухгалтера, чьи обязанности должны быть регламентированы должностными инструкциями. В противном случае в выигрыше окажутся работники, которые могут в любое время попытаться «перебросить» друг на друга часть принадлежащих им функций. И при этом в наиболее невыгодном положении окажет работодатель. Если в имеющихся должностных инструкциях обязанности специалиста четко не прописаны, то всегда можно найти лазейку и выйти «сухим из воды», особенно если учесть, что перечисленные в «Квалификационном справочнике» знания и умения являются не обязательными, а рекомендованными для применения. Но в любом случае как бы не была составлена должностная инструкция юриста или бухгалтера –  это всегда документ, обязательный к исполнению.