+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
24.07.2012

Проверки деятельности предприятия особенности проверки противопожарной службы


Одним из видов проверок, которым могут подвергнуться коммерческие организации и предприниматели в процессе осуществления предпринимательской деятельности, является проверка противопожарной службы, которая имеет свои особенности.

Нормативная база пожарной проверки

Федеральный Закон «О пожарной безопасности» определяет основы обеспечения пожарной безопасности, наряду с многочисленными актами, которые утверждают правила и нормы пожарной безопасности, а также устанавливают требования к пожарной технике, зданиям, сооружениям. Среди последних можно выделить Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ N 313 от 18 июня 2003 года; нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные Приказом МЧС РФ N 645 от 12 декабря 2007 года и свод правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные Приказом МЧС РФ № 179 от 25 марта 2009 года.

Перечисленные документы должны использовать в своей работе лица, проводящие данный вид проверок. Кроме того, ключевые требования действующих законодательных и подзаконных актов РФ, которые, так или иначе, регулируют вопросы проведения проверок на вопрос соблюдения противопожарных правил, подробно описаны в административном регламенте, утвержденном Приказом МЧС РФ N 517 от 1 октября 2007 года. В регламенте перечислены полномочия инспекторов пожарного надзора. Проверяющие лица также должны следовать положениям Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который устанавливает как виды, так и процедуры проверок, определяет меры воздействия по их результатам.

Виды и сроки проверок пожарной безопасности

Проверки противопожарной службы могут быть плановыми и внеплановыми, а также документарными и выездными. При этом плановые проверки согласуются с прокуратурой и проводятся не чаще одного раза в три года. Информация о проведении плановой противопожарной проверки должна быть опубликована на сайте Генеральной прокуратуры РФ. В части 2 статьи 10 ФЗ «О защите прав» перечислены основания для внеплановой проверки, среди них, можно выделить следующее основание: поступление информации об угрозе пожара на определенном объекте. При этом некоторые внеплановые проверки следует согласовывать с прокуратурой. Проверку пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводят должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, которые входят в систему МЧС России.

Представители прокуратуры и полиции также имеют право следить за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах. Начальник органа ГПН или его заместитель имеет право вынести распоряжение о проведении проверки, в котором указывается дата проведения, ее вид и сроки, а также Ф.И.О. государственных инспекторов по пожарному надзору, правомочных проводить проверку. Распоряжение является основанием для проведения проверки, если оно помимо обязательных реквизитов, подписано вынесшим его лицом и заверено печатью. Как правило, пожарная проверка не может превышать 20 дней, за исключением случаев, когда в ходе проверки возникла необходимость проведения сложных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований. В аналогичных ситуациях проверка может проводиться дольше 20 дневного срока, но такое продление не должно превышать 20 рабочих дней.

Что проверяют пожарники?

Пожарные инспектора в ходе документарной проверки должны проверить следующие документы и проанализировать информацию, содержащуюся в них:

  • 1. 
    Правоустанавливающие документы организации;
  • 2. 
    Приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции и иные документы распорядительного характера;
  • 3. 
    Декларации пожарной безопасности;
  • 4. 
    Материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и предписания по устранению нарушений;
  • 5. 
    Техническая документация, связанная с вопросами энерго - и водоснабжения, установок систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
  • 6. 
    Договора на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также договора аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в т.ч. договора лизинга;
  • 7. 
    Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными актами и нормативными документами;
  • 8. 
    Имеющиеся лицензии и разрешения на осуществление деятельности в области пожарной безопасности;
  • 9. 
    Заключения, полученные в результате независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, осуществленных организацией, аккредитованной в установленном порядке.

На что обращают внимание?

В ходе выездной проверки пристального внимания проверяющих лиц заслуживают следующие моменты:

  • 1. 
    Наличие в помещениях табличек с указанием номера телефона вызова пожарной службы (01), которые должны быть расположены на видных местах;
  • 2. 
    Вывешенные планы и схемы эвакуации людей при пожаре;
  • 3. 
    Система оповещения людей о пожаре, которая должна быть во всех помещениях, в случае если в здании на одном этаже находятся более 10 человек;
  • 4. 
    Вывешенные планы здания и эвакуации;
  • 5. 
    Наличие инструкций для персонала и журнала противопожарного инструктажа персонала;
  • 6. 
    Наличие приказа руководителя организации о соблюдении пожарной безопасности. В таком приказе в обязательном порядке должны быть прописаны организационные мероприятия по пожарной безопасности, обозначен ответственный работник за пожарную безопасность, оговорены места, отведенные для курения и т.д.;
  • 7. 
    Приказ руководителя организации в соответствии, с которым допуск менеджеров к работе возможен только после прохождения противопожарного инструктажа;
  • 8. 
    Наличие инструкции, которая устанавливает порядок действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, если на одном этаже находятся более 50 человек;
  • 9. 
    То, как оборудованы места для курения. В таких помещениях должны быть таблички, скамейки, изготовленные из несгораемого материала, металлические урны для окурков, заполненные водой на 10 сантиметров;
  • 10. 
    Наличие автоматической установки противопожарной защиты, пожарной сигнализации. Особое внимание инспектора обращают на их состояние, а также на состояние проводки и электрооборудования;
  • 11. 
    Присутствие огнетушителей в необходимом виде и количестве.

Оформление результатов проверки

После того как пожарная проверка будет проведена и окончена, ее результаты оформляются актом, один из экземпляров которого вручается представителю юридического лица под расписку. Если в ходе пожарной проверки будут выявлены нарушения, то проверяющие инспектора обязаны выписать предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Ответственность

В некоторых случаях, организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с нормами действующего Кодекса РФ «Об Административных Правонарушениях».

Кроме того, ФЗ «О пожарной безопасности» в статье 38 устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, которая может быть возложена на собственников имущества и на лиц уполномоченных им владеть, пользоваться или распоряжаться, (например, на руководителей организации); а также на лиц, которые были назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Ответственность также несут должностные лица, но в пределах своей компетенции.

Что касается арендаторов, то они должны выполнять противопожарные требования норм для данного типа зданий. В свою очередь их нарушение является основанием для расторжения договора аренды. Следовательно, к ответственности за нарушение норм пожарной безопасности могут быть привлечены как собственники помещений и их должностные лица, так и арендаторы и их должностные лица.

Для того чтобы свести к минимуму риск возникновения судебных споров необходимо максимально четко разграничить обязанности и распределить ответственность между арендатором и арендодателем, как по содержанию помещения, так и по исполнению требований пожарной безопасности

Подходящие услуги нашей компании