+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
20.09.2011

Способы финансирования деятельности компании: аренда, купля – продажа (II часть)


Как начинающему предпринимателю сократить финансовые затраты на аренду, куплю-продажу имущества? Продолжение статьи: "Способы финансирования деятельности компании".

4. Аренда

Этот способ подходит только тем организациям, в личном пользовании учредителей которых есть необходимые для ООО активы – компьютерная техника, офисное или торговое оборудование, мебель, а может быть, транспортные средства и недвижимое имущество, предоставляемое в пользование на возмездной основе.

Для этого необходимо заключить договор аренды, благодаря которому, компания получает необходимые для работы активы, без дополнительных материальных затрат,
связанных с их приобретением. Это с одной стороны. С другой – учредитель получает доход, которым сможет компенсировать износ арендуемого имущества, что достигается благодаря возможности учитывать в качестве своих расходов  сопутствующие материалы и затраты, связанные с использованием, а также  содержанием арендуемого имущества.

Как правило, среди существенных, т.е. обязательных условий в договоре аренды необходимо прописать предмет аренды, максимально охарактеризовав его, если речь идет о недвижимости или автомобиле; цель использования активов; срок, на который заключен договор, а также размер арендной платы и периодичность платежей. Как правило, передача арендованного имущества и его возврат арендодателю оформляется подписанием двухстороннего передаточного акта.

Налоговые последствия

Для арендодателя

Доходы, полученные арендодателем от сдачи в аренду имущества, облагаются налогом, по аналогии с процентным займом, по ставке 13%, которые удерживает и перечисляет в соответствующий бюджет арендатор, выступающий в качестве налогового агента.

Для арендатора

У компании, которая арендует необходимые для своей деятельности активы появляется возможность учитывать в затратах расходы, которые связаны с использованием арендуемого имущества и его содержанием. Например, к таким расходам относятся денежные средства, потраченные на заключение договора страхования автомобиля, приобретение необходимых лицензионных компьютерных программ, оплата коммунальных платежей и прочее. При этом, такие расходы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными  статьей 252 НК РФ. Если организация находится на упрощенной системе налогообложения, применяются критерии, указанные в статье 346.16 НК РФ. Кроме того, в расходы арендатора можно включить и арендные платежи, вносимые на счет арендодателя.

5. Купля-продажа

Практически любое имущество, приобретенное как до начала предпринимательской деятельности учредителем, так и после, для личных нужд, можно продать ООО, заключив с ним договор купли–продажи.

Налоговые последствия

Для продавца

Для продавца, денежные средства, полученные в качестве платы за имущество, по договору купли–продажи, являются налогооблагаемым доходом, поэтому учредитель, выступающий в роли продавца должен исчислить и уплатить налог на доходы самостоятельно и до 30 апреля следующего года подать декларацию.

Важным моментом является то, что при подаче декларации имеется возможность применения имущественного налогового вычета, который полагается:

  • При реализации недвижимого имущества (жилых домов, квартир, долей в них) – в сумме, не превышающей  один миллион рублей, если продавец был собственником имущества менее трех лет;
  • При реализации иного имущества, собственником которого продавец является менее трех лет - в сумме сто двадцать пять тысяч рублей.

Кроме того, если имущество находилось в собственности продавца более трех лет, то имущественный вычет предоставляется на всю сумму, полученную от его продажи.

Налоговый вычет предоставляется продавцу по заявлению, подаваемому вместе с налоговой декларацией о доходах в налоговую инспекцию. Подача заявления является правом продавца, но не обязанностью. Начинающим бизнесменам рекомендуется воспользоваться вычетом, даже если сумма кажется незначительной, т.к. это позволит сэкономить на налогах на законных основаниях.

Для покупателя

Покупатель – юридическое лицо, приобретая имущество у учредителя - физического лица, не будет платить НДС. При всей привлекательности в этом есть и свой минус – отсутствие возможности применения возмещения НДС.

С другой стороны расходы, связанные с покупкой имущества у учредителя снижают размер налоговой ставки НДС единовременно, или при помощи начисления амортизации при получении основных средств, нематериальных активов.

В двух статьях были рассмотрены одни из самых распространенных, простых и законных способов финансирования деятельности компании на начальном этапе. Но данный перечень не является исчерпывающим.

При этом с юридической точки зрения оптимальным способом является предоставление займа одним из учредителей, а также заключение договора аренды движимого и недвижимого имущества. Эти два способа позволяют учесть разницу в финансировании компании для нескольких участников ООО или акционеров, если речь идет об акционерных обществах, без изменения долей в Уставном капитале компании, а также уменьшить налоговую базу по НДС на сумму уплаченных процентов по договору процентного займа или на сумму арендных платежей.

Кроме того, заключение договора аренды и подписание договора займа может дать учредителю, финансирующему компанию, дополнительный доход в виде арендных платежей или процентной ставки по договору займа, естественно за вычетом НДФЛ.

Независимо от выбранного способа финансирования деятельности компании стоит помнить, что любой из них не является панацеей в условиях экономической нестабильности нашей страны и наличию большого числа рисков, связанных с началом и развитием бизнеса.