+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
7.03.2012

Особенности реорганизации в форме преобразования


Нередко для того чтобы успешно развить бизнес, предприниматели принимают решение об изменении организационно-правовой формы юридического лица при помощи реорганизации, при которой происходит изменение статуса организации и переход прав и обязанностей от одного юридического лица к юридическому лицу другого вида.

Преобразование

Отличительной чертой наиболее популярной формы реорганизации - преобразования является наличие одного правопреемника и одного правопредшественника. Причиной преобразования может выступать, например, смена фирменного наименования организации с переименованием ее отдельных органов. Однако при преобразовании происходит полная смена внутренней структуры юридического лица, и происходит его перерождение, посредством устранения одного участника гражданского оборота и появлением совершенно нового. Сам же процесс изменения организационно-правовой формы юридического лица посредством преобразования совершается на основании действующего гражданского законодательства РФ и подчиняется нормам о реорганизации юридических лиц.

Особенности преобразования

Закон накладывает определенные ограничения на хозяйственные общества, которые могут быть преобразованы в довольно ограниченный круг юридических лиц, например, общества с ограниченной ответственностью могут быть преобразованы в Акционерные Общества (АО) и Общества с Дополнительной Ответственностью, в хозяйственные товарищества и производственные кооперативы (ПК). В свою очередь АО могут быть преобразованы в ООО, ПК и Некоммерческие Партнерства. Поскольку Акционерные Общества подразделяются на Открытые и Закрытые, то преобразование ЗАО и ОАО также следует отличать друг от друга. Закрытые Акционерные Общества могут свободно преобразоваться в АО работников, т.е. речь идет о народных предприятиях, а ОАО такая трансформация недоступна в силу закона, если их работникам принадлежит менее 49% Уставного капитала.

Кроме того, если обратиться к Федеральному Закону «Об акционерных обществах», то в статье 7 мы увидим, что АО, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть реорганизованы в форме преобразования в юридические лица иной организационно-правовой формы, нежели Акционерные Общества. Определенные ограничения закон устанавливает на ООО, которые, как и ЗАО не могут быть преобразованы в ОАО, если размер Уставного капитала вновь созданного общества будет меньше размера минимального уровня, установленного для Открытого Акционерного Общества законом. Однако реорганизация в форме преобразования будет возможна, если акционеры увеличат до необходимого уровня размер Уставного капитала компании.

Количественные ограничения установлены законом в отношении числа участников новых юридических лиц для хозяйственных обществ, желающих провести реорганизацию в форме преобразования. Так, например, при преобразовании АО в ООО, число участников не должно превышать пятидесяти. В то время, как при преобразовании хозяйственного общества в производственный кооператив численность участников – физических лиц не может быть менее пяти человек. Кроме того, действующий Гражданский Кодекс РФ, в статье 88 устанавливает и те случаи, когда реорганизация проводится в обязательном порядке в отношении ООО. В связи с тем, что количество участников Общества с Ограниченной Ответственностью не может быть более пятидесяти юридических и или физических лиц, при превышении данного минимума, у ООО возникает обязанность по проведению его преобразования в ОАО в течение одного года с момента превышения.

Если же установленное законом требование о проведении преобразования будет проигнорировано, а количество участников – физических и или юридических лиц не будет снижено до необходимого порога, то по истечению одного года, т.е. речь идет об установленном для преобразования сроке, ООО подлежит ликвидации в судебном порядке. Аналогичная ситуация может иметь место и для Акционерных Обществ закрытого типа, когда количество его участников также превысит пятьдесят. В этом случае ЗАО также подлежит преобразовано в ОАО, на основании статьи 7 ФЗ «Об акционерных обществах», путем внесения соответствующих изменений в Учредительные документы компании, а не при помощи реорганизации. И это главнее отличие от превышения количества участников в ООО. Кроме того, преобразование ЗАО в ОАО не требует оформления передаточного акта и уведомления кредиторов компании, а также не предоставит акционерам Закрытого Акционерного Общества права на выкуп акций.

Если говорить о возможностях для преобразования Хозяйственных Товариществ, Хозяйственных Обществ и Производственных Кооперативов в иную организационно – правовую форму, то ГК РФ относится к ним довольно либерально, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку данный вопрос предоставляет теоретическую и практическую сложность.

Недостатки и признаки преобразования

Одним из главных недостатков реорганизации юридических лиц в форме преобразования является отсутствие на уровне закона четких указаний относительно правоспособности юридического лица в период, от принятия решения о преобразовании и до проведения государственной регистрации нового хозяйственного субъекта. Однако если проанализировать нормы ГК РФ можно выделить следующие отличительные особенности преобразования, как формы реорганизации юридического лица:

  • 1. 
    В преобразования всегда участвует одно юридическое лицо, которое прекращает существование после завершения реорганизации;
  • 2. 
    Вместо реорганизуемого юридического лица появляется его правопреемник - новое юридическое лицо, имеющее иную организационно-правовую форму;
  • 3. 
    Возникшее в результате реорганизации в форме преобразования правопреемство оформляется отдельным документом - передаточным актом, который законодатель намерен исключить из обязательных документов, свидетельствующих о передаче прав и обязанностей при реорганизации.

В соответствии со статьей 58 ГК РФ, с изменениями еще не вступившими в законную силу, в отношении проведения реорганизации в форме преобразования творцы законов намериваются исключить фразу «переход прав и обязанностей от правопредшественника к правопреемнику», указывая также, что права и обязанности в отношении третьих лиц не изменяются. Однако, в общем и целом, действующее гражданское законодательство РФ относит преобразование к простой форме реорганизации, поскольку в нем участвует только одно юридическое лицо, в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения, а значит, в ходе правопреемства также возникает только одна новая организация. Теоретики – правоведы, напротив, полагают, что при преобразовании, нового юридического лица не возникает, поскольку реорганизуемое юридическое лицо сохраняется. Меняется только его организационно-правовая форма. Еще одной особенностью преобразования является то, что его проведение не изменяет имущественную базу реорганизуемой организации, которая должна позаботиться об обеспечении защиты прав кредиторов и всех участников преобразуемого юридического лица.

Государственная регистрация

Особого внимания заслуживает момент проведения государственной регистрации созданного при преобразовании юридического лица, который рождает немало споров в связи с отсутствием должного уточнения в законе. К примеру, статья 15 Федерального Закона «Об акционерных обществах» содержит указание на то, что государственная регистрация проводится при наличии доказательств уведомления кредиторов, которая установлена статей 60 ГК РФ, а также нормами статьи 13.1 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако ни в одном из законодательных актов не установлен срок, по истечению  которого Общество может обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Предполагается, что его можно установить как, не ранее 30-дневного срока со дня направления уведомления всем кредиторам юридического лица и опубликования сообщения о реорганизации в СМИ. Подобная формулировка нужна в связи с необходимостью обеспечения кредиторам права представления письменных требований о досрочном прекращении или о досрочном исполнении обязательств, взятых на себя реорганизуемым юридических лицом в отношении последних и возмещении убытков.

Учитывая изложенные отличительные черты и особенности реорганизации юридических лиц в форме преобразования, теоретики относят ее, пусть к «искусственной», но довольно простой форме реорганизации, которая сохраняет  сущность юридического лица - правопредшественника в случае неизменности его капитала (или его незначительного изменения) и внутренней структуры органов.