+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
28.04.2012

Основные этапы и последствия принудительной ликвидации: условия и ограничения


Действующее законодательство РФ предусматривает два порядка принудительной ликвидации юридических лиц: судебный и административный. При этом в действующем Гражданском Кодексе РФ говорится только о судебном порядке.

Административный порядок

Ликвидация юридического лица в административном порядке регулируется нормами статьи 21.1 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и представляет собой принятие решения о предстоящем исключении организации из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц регистрирующим органом. В течение трех дней с момента принятия решения оно должно быть опубликовано в соответствующих органах печати. Вместе с решением о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ публикуется информация о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторам или иным лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующей организации из реестра, с указанием адреса, по которому заявления могут быть направлены. В соответствии с действующим законодательством РФ заявления направляются в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.  В случае, если заявления были направлены, но решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято, то организация может быть ликвидирована в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Кроме того, административный порядок ликвидации предусмотрен статьей 26 ФЗ «О государственной регистрации» в отношении тех юридических лиц, которые были зарегистрированы до вступления в силу данного закона и уполномоченные лица которых, в течение шести месяцев со дня вступления в силу ФЗ, не представили в регистрирующий орган необходимую информацию, предусмотренную статьей 5 указанного Закона.

Судебный порядок

В силу различных причин в качестве основного порядка принудительной ликвидации юридических лиц выступает судебный порядок, в то время как порядок административный используется при ликвидации недействующих организаций на основании статьи 21.1 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Судебный порядок применяется исключительно по исковому заявлению, поданному в суд уполномоченным государственным органом. Статья 61 ГК РФ устанавливает, что требование о ликвидации организации может быть предъявлено в суд тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. Следовательно, в Гражданском Кодексе прямо не перечислены государственные органы в полномочия которых входит подача в суд заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отдавая данный вопрос для регулирования отдельным федеральным законам.

Также в ГК РФ не конкретизируется само понятие «государственный орган», поэтому можно предположить, что под ним подразумевается орган исполнительной власти. Разъяснения о возможном перечне государственных органов, обладающих правом инициировать процедуру принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке можно найти в судебной практике, в частности, в информационном письме ВАС РФ N 23 от 5 декабря 1997 года «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации». В письме указано, что в некоторых случаях иски о принудительной ликвидации организаций могут подаваться налоговыми органами, Центральным Банком РФ и прокурором.

Специальные законы

В различных Федеральных Законах РФ содержится непосредственное указание на те органы и должностные лица, которые также могут подавать исковые заявления в целях принудительной ликвидации организаций. Например, статья 44 Федерального Закона «Об общественных объединениях» говорит о том, что заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором РФ или федеральным органом государственной регистрации.

Если же речь идет о ликвидации межрегионального, регионального или местного Общественного Объединения, то исковое заявление подается прокурором субъекта Российской Федерации, либо территориальным органом государственной регистрации.

Интересны с точки зрения органов, обладающих правом инициировать принудительную ликвидацию юридических лиц статья 41 Федерального Закона «О политических партиях»,которая говорит, что заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом, а также: статья 14 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; статья 9 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; статьи 51 – 52 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; статья 6 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса РФ»; статья 59 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; статьи 51 и 42 ФЗ «О рынке ценных бумаг»;  статья 55 ФЗ «Об инвестиционных фондах»; статья 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»; статья  43 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»; статья 2 ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу ФЗ «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации»;  статья 34 ФЗ «О  негосударственных пенсионных фондах»; статья 14 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»; статьи 18 и 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»; статья 40 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; статья 32.8 Закона «Об организации страхового дела в РФ»; статья 23 ФЗ «О защите конкуренции» и статья 7 «О налоговых органах РФ».

Как видно, перечень специальных законов достаточно обширный, следовательно, велико и количество органов обладающих правом обращаться в суд с исковым заявлением о принудительной ликвидации организаций. Стоит отметить, что довольно спорно обстоит дело с компетенцией налоговых органов, которым в настоящее время,несмотря на различные разъяснения президиума ВАС, формально предоставляется возможность обращаться в суд с исками о принудительной ликвидации организаций по всему спектру оснований, предусмотренных ФЗ «О налоговых органах РФ». Довольно интересная ситуация сложилась и с компетенцией прокуратуры Российской Федерации, поскольку перечень оснований, по которым прокурор имеет право обратиться в арбитражный суд, формально указан в статье 52 действующего Арбитражного Процессуального Кодекса РФ. Так вот в данном перечне также формально отсутствует право на заявление иска о ликвидации юридического лица, что вызывает предположение о том, что прокурор не обладает правом на обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации организации. С одной стороны это верно, с другой стороны целый ряд Федеральных Законов наделяет прокурора правом на обращение в суд в отношении юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Условия

Помимо наличия права на инициацию процедуры принудительной ликвидации у органов и должностных лиц, важное значение имеют и условия, при которых указанные органы и лица имеют право заявлять требования о ликвидации организации, которые также неоднородны. В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства РФ их можно разделить на следующие группы:

К первой группе относятся условия, при которых для предъявления требования о ликвидации юридического лица достаточно одного нарушения, например, осуществление деятельности с нарушением Конституции РФ;

Ко второй группе относятся условия, при которых учитывается многократность, например, при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям;

К третьей группе относятся случаи, когда имеются конкретные основания для предъявления требования о ликвидации, например, осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Здесь важно, что имеется перечень видов деятельности, установленный на уровне закона, для осуществления которой необходима лицензия. Следовательно, если юридическое лицо осуществляет деятельность без лицензии, можно говорить об образовании состава правонарушения, влекущего за собой возможность предъявления требования о ликвидации.

Ограничения

Кроме приведенной классификации условий, при которых возможна подача заявления о принудительной ликвидации организации, некоторые законодательные акты содержат определенные ограничения. Например, статья 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что «Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться с требованием о ликвидации кредитной организации в арбитражный суд. Исключением из данного правила служат случаи, когда ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Аналогичные ограничения содержатся в следующих Федеральных законах: «Об образовании» (статья 34); «О политических партиях» (статья 41); «Об общественных объединениях» (статья 44) и т.д.

Поскольку отсутствует специальное законодательство в данном вопросе, то на практике необходимо руководствоваться довольно сжатой нормой статьи 61 ГК РФ, а также правилами статьи 62 ГК РФ и разъяснениями президиума ВАС, изложенными в многочисленных информационных письмах.