В действующем Гражданском Кодексе РФ содержится, пожалуй, самый полный, систематизированный и потому исчерпывающий перечень оснований для проведения принудительной ликвидации юридических лиц за всю историю Российского права, который при этом не является совершенным в связи с нечеткостью формулировок.
В отдельных нормативных актах закреплены дополнительные основания принудительной ликвидации и порядок ее осуществления. Зачастую такие нормы дублируют положения кодекса, однако, существуют нормы, которые конкретизируют нарушение законодательства, приводящее к принудительной ликвидации юридического лица.
Основания в нормативных актах
В настоящее время среди норм, закрепленных в отдельных федеральных законах, можно выделить следующие основания принудительной ликвидации юридических лиц:
- 1.
нормы, регулирующие основания принудительной ликвидации коммерческих организаций;
- 2.
регулирующие основания принудительной ликвидации различных видов некоммерческих организаций;
- 3.
регулирующие основания принудительной ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Первая группа оснований для ликвидации
Первая группа норм отличается тем, что они конкретизируются как для отдельных организационно-правовых форм, так и независимо от них, с привязкой к основной деятельности коммерческой организации. В качестве примера можно привести статью 20 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также статьи 35 и 55 Федерального Закона «Об акционерных обществах».
Вторая группа оснований для ликвидации
Как правило, описание принудительной ликвидации для некоммерческих организаций всегда лучше регламентируется в силу их специфики (общественные организации, партии, потребительские и коммерческие кооперативы и т.п.). В качестве примера можно привести целый ряд норм:
- 1.
Статья 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», которая в качестве основания для принудительной ликвидации называет неоднократное непредставление некоммерческой организацией бухгалтерской отчетности и других сведений, перечисленных в данной статье в установленный законом срок;
- 2.
Статья 44 Федерального Закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которой общественное объединение может быть ликвидировано, если имело место со стороны объединения:
- нарушение прав и свобод человека и гражданина;
- неоднократное или грубое нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
- не устранение в установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом срок, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
- 3.
Статья 41 Федерального Закона «О политических партиях», определяет, что принудительная ликвидации политических партий осуществима в случае, если не были выполнены:
- требования п. 4 и 5 ст. 9 указанного Закона
- устранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии в срок, установленный решением суда и другие основания.
Конкретные основания для принудительной ликвидации некоммерческих организаций можно найти в Федеральных Законах «О кредитной кооперации», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О жилищных накопительных кооперативах», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и т.д.
Третья группа оснований для ликвидации
Говоря о третьей группе оснований, которые распространяются в равной мере на коммерческие и некоммерческие организации, то их можно найти в антимонопольном законодательстве РФ, для целей которого установлен единственный правовой режим принудительной ликвидации.
Так, статья 34 действующего Закона «О защите конкуренции» обусловливает возможность для проведения принудительной ликвидации, как коммерческих, так и некоммерческих организаций, занимающихся деятельностью, приносящей прибыль последним, в качестве реакции на нарушения правил о предварительном согласии антимонопольного органа или последующем его уведомлении о совершении сделок.
При этом нарушителю закон предоставляет право выбрать, в какой форме провести ликвидацию: принудительно или через реорганизацию.
Помимо антимонопольного законодательства, о принудительной ликвидации, как виде ответственности говорит и Федеральный Закон «О противодействии терроризму», который вводит ответственность для юридических лиц причастных к терроризму в виде их принудительной ликвидации. Так, в статье 24 данного закона установлено, что организация признается террористической и подлежит ликвидации, а ее деятельность подлежит запрещению, если от имени или в интересах юридического лица осуществляется подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации. Аналогичная ответственность наступает и в случае, если перечисленные действия выполняет лицо, контролирующие осуществление компанией ее прав и обязанностей.
Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» также содержит нормы, вводящие основания для принудительной ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций. Так, в соответствии со статьей 9, общественное или религиозное объединение либо другая организация могут быть ликвидированы в случаях, если:
- 1.
предупреждение о недопустимости ведения экстремистской деятельности, вынесенное в отношении юридического лица, не было обжаловано в судебном порядке или не было признано судом незаконным;
- 2.
не устранены в установленный законом срок, нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения общественным или религиозным объединениям, либо иной организации;
- 3.
в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения были выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности перечисленных организаций;
- 4.
общественные, религиозные объединения, а также их региональные или иные структурные подразделения осуществляют экстремистскую деятельность, повлекшую за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и или юридических лиц, обществу и государству или создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Некоторые основания для принудительной ликвидации деятельности СМИ предусмотрены в статье 11 данного закона, которые дополняют основания указанные в ФЗ «О средствах массовой информации», в статье 16.
Основания для принудительной ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций можно встретить и в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», который отводит для этих целей сразу две статьи – 51 и 52.
В статье 42 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» содержится перечень единых оснований для проведения принудительной ликвидации сельскохозяйственного кооператива независимо от вида. Кроме закона « о кооперации», к перечню единых оснований для осуществления принудительной ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций относятся:
- ФЗ «О рынке ценных бумаг», который определяет в качестве основания для ликвидации - нарушение участником рынка ценных бумаг требований действующего законодательства РФ о ценных бумагах;
- Трудовой Кодекс РФ (статья 357);
- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который в статье 21.1. предусматривает исключение организации, прекратившей свою деятельность, из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц по решению регистрирующего органа (принудительная ликвидация в административном порядке) и т.д.