+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
22.05.2012

Как поддержать малый бизнес


Практически каждый день можно услышать или прочесть в СМИ о методах поддержки малого и среднего бизнеса, со стороны государства. Однако, в чем они выражаются и как применяются на деле сложно сказать наверняка. Поэтому, если ваша компания относится к малому бизнесу, то необходимо знать, на какую помощь от государства и в каком объеме вы можете рассчитывать.

Немного статистики

Если обратиться к официальным статистическим данным, то сегодня в России насчитывается чуть более пяти с половиной миллионов компаний относящихся к малому и среднему бизнесу, доля которых в ВВП составляет приблизительно 20%. Нужно подчеркнуть, что для современного государства этот показатель низок, как по сравнению с другими развитыми странами Европы, так и с развивающимися государствами. Например, в Японии, Германии и Соединенных Штатах Америки малый и средний бизнес составляет около половины валового внутреннего продукта. С одной стороны Россия отстает, с другой стороны нам есть куда двигаться, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сопряжено ведение бизнеса в нашей стране. В качестве основной проблемы малого бизнеса в РФ выступает нехватка денежных средств, решить которую смогут финансовые учреждения вкупе с государством.

Неодинаковый малый бизнес

Сообщество малого бизнеса в России гетерогенно, а значит, различным компаниям необходимы разные виды и методы поддержки. При этом большой потенциал для роста создают граждане, которые не желают выступать в качестве наемных работников, а хотят вести собственный бизнес. Для реализации такого потенциала и для помощи уже функционирующим компаниям необходимо создать условия благоприятствования или предпринимательский климат, сформировать для этих людей систему стимулов, поскольку у потенциальных бизнесменов есть способности, желание работать, необходимая активность и инициативность, а также иные важные бизнес – качества.

Что же касается организаций функционирующих ни один год и переживших последний финансовый кризис, то стоит выделить образовавшийся застой, который не дает развиться компании, и заставляет стоять на месте предпринимателей, несмотря на наличие материальных и иных ресурсов необходимых для роста. Возможно, главной проблемой такого застоя является не отсутствие желания двигаться вперед, а помощь государства, на которую реально может рассчитывать только один из пятидесяти бизнесменов. Не последнюю роль в развитии компании играет низкий уровень информированности предпринимателей, поскольку большая их часть не знает,  какие возможности у них имеются, какие программы поддержки действуют и на какие нормативные акты им стоит опираться в своей деятельности.

Каков размах поддержки

Возвращаясь к программам поддержки малого бизнеса со стороны государства, стоит отметить, что они рассчитаны на 1-3 % предпринимателей, а остальному массиву бизнесменов приходится решать возникшие проблемы и справляться с трудностями самостоятельно. Среди всех проблем, с которыми сталкивается в среднем 98% предпринимателей можно выделить вопросы правоприменительной практики и проблемы, связанные с налогообложением, не менее актуальны сегодня вопросы финансирования и кредитования. Да и сами банкиры полагают, что в первую очередь государство должно оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, поскольку кредитные учреждения не являются благотворительными организациями, а следовательно, могут поддержать только интересные для них предпринимательские инициативы, обладающие четкой деловой целью, в то время как государство имеет целью создание так называемых бизнес – инкубаторов.

Каковы приоритеты

Власти с завидной регулярностью заявляют о приоритете и важности малого бизнеса, а также о необходимости его всесторонней поддержки. Поэтому с 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который должен был значительно улучшить положение бизнеса в целом, и малого бизнеса в частности. Тем не менее, данный нормативный акт не предусматривает одну из значительных составляющих организации малого бизнеса -  наличие специальных кредитов, выдаваемых на льготных условиях. Следовательно, решение проблемы кредитования малого бизнеса перекладывается с федерального уровня на местные органы власти и банковские структуры.

Если учесть, что за последние годы объемы кредитования малого бизнеса увеличились на 80%, а реальная потребность данной сферы в заемных ресурсах на сегодняшний день удовлетворяется только на 20%, возникает вопрос о наличии определенных факторов, не дающих возможности для интенсивного развития сферы кредитования малого бизнеса. Кроме того, среди важнейших проблем в сфере кредитования малого предпринимательства можно выделить непрозрачность российского малого бизнеса, отсутствие надежных залогов, а также явное недоверие к представителям малого бизнеса со стороны кредитных организаций.

Проблемы кредитования

Статистика предоставленная банками позволяет сделать вывод о том, что около половины заемщиков  - предпринимателей оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат; четверть клиентов приобретают заем в целях приобретения оборудования, транспортных средств и специальной техники. Таким образом, оставшиеся 25% планируют приобрести за счет заемных средств коммерческую недвижимость или открыть новое направление в бизнесе, но не малый процент таких заявок отклоняется банками. В конце 2010 – начале 2011 годов, можно было наблюдать изменения в национальном хозяйстве России проходившие постепенно и в лучшую сторону, что оказало прямое влияние и на малый бизнес.

Так, кредитный портфель банковского сектора за первое полугодие 2010 года подрос на 2,6%, 10%  из которого приходилась на долю малого предпринимательства. Кроме того, на рынке отечественного кредитования появились крупные банки с разветвленной сетью филиалов, которые предоставляют разнообразные финансовые продукты в т.ч. на льготных условиях и для представителей малого предпринимательства. Таким образом, повышение уровня конкуренции повлекло за собой улучшение условий кредитования, в частности понижение кредитных ставок на несколько пунктов.

Какая поддержка необходима

Для того чтобы приблизиться к уровню развитых стран, России необходимо увеличить число действующих малых и средних предприятий как минимум в два раза. Это само по себе недостижимо без четкой структуры государственной поддержки, состоящей как из внесения изменений в действующее законодательство РФ, так и конкретных действий, осуществляемых властями на региональном и местном уровнях. Стоит отметить, что несмотря на имеющуюся возможность для государственной поддержки бизнеса в соответствии с лучшими мировыми стандартами, отечественное предпринимательство по–прежнему характеризуется низкой активностью. Например, доля инновационно-активных предприятий в РФ не превышает 12%. Только 16% компаний внедряют новшества, которые способны существенно изменить и повысить качество изготовляемых продуктов, выполняемых работ и оказываемых услуг. Кроме того, по данным тех же социологических исследований около 9% российских предпринимателей занимаются совершенствованием производственного процесса.

Последствия финансового кризиса

Серьезный урон состоянию отечественного бизнеса, в том числе малому предпринимательству, нанес финансовый кризис 2008 года, отголоски которого мы слышим до сих пор. При этом остались нерешенными многие проблемы, например, финансовая безграмотность населения, наличие административных барьеров и большой уровень коррупции среди чиновников, нестабильное экономическое развитие страны, высокий уровень региональной дифференциации и прочие. Особого внимания заслуживает также низкий уровень активности молодежи в бизнес-сфере.

Двойные стандарты

После окончания финансового кризиса 2008 года политика поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ базируется на так называемой системе двойных стандартов, когда, с одной стороны, представители государственной власти все время говорят о необходимости снижения административных барьеров; с другой стороны, законодатели неустанно принимают законы, значительно осложняющие жизнь малым и средним предприятиям. Например, в 2011 году, вступил в силу нормативный акт, в соответствии с которым единый социальный налог был заменен страховыми взносами, что возложило на плечи предпринимателей обязанность платить за работников 34% их зарплаты, который в дальнейшем (на 2012 – 2013 годы) был снижен до 30%.

Такая нагрузка стала неподъемной ношей для представителей малого и среднего предпринимательства и стимулом вернуться к выплате «серых зарплат» (минимальная зарплата выплачивается официально, а остальное отдается работнику на руки), что невыгодно уже для государства. Еще одним неистребимым административным барьером для малого предпринимательства является излишний протекционизм, при котором, государственные власти, ограничивая доступ зарубежных компаний на российский рынок, не дают развиваться отечественной экономике. В качестве такого барьера можно привести в пример, запрет на размер доли иностранного капитала в российской компании: если в организации более 20% иностранного капитала, то она не может причисляться к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на изложенную информацию, у малого предпринимательства в настоящее время есть хорошие перспективы для развития. Кроме того, существуют факторы, при помощи которых можно устранить некоторые барьеры вхождения во многие рыночные ниши, например, снижение процентов по кредитам, уменьшение арендных ставок, излишнее предложение на рынке труда, наличие свободных ниш в рыночных сегментах, которые могут занять новые предприниматели.